Найти тему
Родом с Колымы....

У войны не женское лицо

фото из архива интернета
фото из архива интернета

Всем тем, кто воевал и воюет за нас,

Всем тем, кто ждёт героев,

Всем тем, кто уже не вернётся….

С Кирой мы не виделись много лет. Ушло в далекое прошлое, что связывало нас в юности. Помню только её красивой, смелой и какой-то наивной. Постоянно она искала справедливости, постоянно хотела помочь. Вклинивалась в какие-то истории, откуда сама же и выходила, правда с потерями для себя, но не с потерей во вселенную справедливость.

Столкнулись случайно на конференции, и решили встретится , поговорить ведь есть о чем. Разговора было много, но потом я подвела итог, и вот, что у меня получилось. Рассказываю об этом с её согласия.

Первый раз со словом "война" я познакомилась в детстве. Конечно, ходила в кинотеатр, смотрела фильмы, где-то переживала, где-то не очень. Но сказать, что какой- то фильм тронул до соплей, не скажу, не было этого.

Потом я стала читать про войну. Читала я много. В те годы журнал выходил " Современник". В нем были воспоминания женщин фронтовичек. Они описывали простой быт русской бабы на войне, в окопах, медсанбатах, в засадах, если ты снайпер. И тут меня немного покоробило. Вы только представьте, девчонки после школы приехали на фронт. Первое, они обрезают свои волосы, как можно короче. Потому что мыться иногда приходилось раз в три недели. Потом форма одежды. Промышленность работала на войну, никто не думал, что там будут женщины. Поэтому ботинки, сапоги, брюки, гимнастерки шили на мужскую фигуру. Другого нет. Получая обмундирование 50-52 размера, с ботинками 44, надо одеть это на себя из расчета твоего 44 размера, с обувью от 36. Как фокус? То то.

Работа санинструктора. Вот в такой форме, ты ползешь за раненым, у тебя с собой твоя сумка, твоё оружие, забираешь раненого, который весом превышает тебя в три раза, обязательно его оружие , и такой набор ты должна доставить до своих. Об остальном, можно много писать и говорить, включая туалеты в траншее, или как вынести обычные ежемесячные женские проблемы в 2-х дневном марш броске.

После такой информации я не могу смотреть фильмы про войну. Я замечаю эти неточности, и меня это бесит. Санинструктор ползёт за раненым, в юбке, в сапогах с голыми ногами. Вы никогда не пробовали ползти по раскаленной сухой земле? Попробуйте, кожа с ног при трении слезет моментально, лечить не одну неделю будете. Не могу смотреть на снайпера, которая имея роскошные волосы , заправляя их под маскхалат, сидит три дня в засаде. А на неё тоже идет охота. Ей и пошевелиться нельзя, и она типа не шевелится. Но под волосами пот льётся, и волосы чешутся при этом. Она типа терпит, выражение лица,как только от гримера отошла.

В седьмом классе на меня повеяло настоящей войной. Парень, которого я боготворила, попал на границу с Китаем, там тёрки были. Иногда от него писем месяц не было. Если сказать, что я ходила по потолку, это ничего не сказать. Не знаю, откуда я их взяла, но я читала молитвы. Никто и никогда меня этому не учил, но когда спустя три года я была в гостях у бабушки в Иркутске, я прочитала ей эти молитвы, а она взяла Псалтырь, и показала мне слова, которые я два года повторяла.

А потом начался Афган, и моему другу он светил прямой дорогой. Вот тогда проснувшись утром, я подошла к зеркалу и увидела прядь седых волос. Впервые. Мне было 15 лет. Потом был Афган целых 10 лет. Не меня, ни моих близких это не коснулось.

Но последствия Афгана прошли по мне танком через некоторое время. Кто помнит те времена, когда ребята возвращались в Союз, а это была уже другая страна. И чиновники, которые встречали мужиков, типа мы тебя туда не посылали, да ты там , как на курорте был, да ещё и бабки получал. А то, что части молодых пацанов ( именно части, потому что полностью тела не было) привозили на родину в цинке, это была забота только родных, которым полагалась пенсия по утрате кормильца. Сколько стоит жизнь? Жизнь мужа, брата, отца, друга. Я цифру не назову, а правительство определилось. Такую сумму и нищему на паперти подать стыдно.

Кирилл, прошедший через это, вернувшись собрал своих друзей, и стали они и помощью, и поддержкой семьям таких пацанов. Да только не всем это нравилось. Россия хотела забыть об этом грязном пятне на своей биографии. Хорошо бы молчали, а то ведь лезут и лезут.

Первое покушение на Кирилла мы пережили, потом было второе, а третье его достало. Тогда я поняла, что значит собирать по кускам. Просто я была рядом, и на какие-то три минуты вышла позже.

Меня никто не решился отогнать от машины, когда я собирала в плащ то, что полчаса назад меня обнимало и любило. Друзья теперь были постоянно рядом. И когда хоронили, и после этого. Нет, я не собиралась умирать, но и жить смысла я не видела. Помогла работа, и я вернулась к жизни. Перед тем как выйти на работу пришла к своему мастеру, привести меня в порядок. Мужик крякнул, и предложил мне выпить.

-Что не так , Леша?

- А ты знаешь, что ты седая?

- Знаю. Ты что-то предложил....

Он налил по пятьдесят, протягивает свою стопку к моей.

-Не чокаемся,- говорю я, вливая в себя одним приемом.

-Кирилл?!

-Да.

А мне не было и тридцати. Алексей мастер он от Бога, привел меня в порядок, да и потом постоянно корректировал. Шеф у меня был с такими мозгами, что никому в тамошнем правительстве и не снилось. Он загрузил меня работой по самую макушку. Михаил Борисович снял мне квартиру рядом с работой. Там я бывала только утром. Приходила принять душ, умыться, позавтракать.

Время лечит?! Нет, не лечит, оно просто стирает в памяти острые углы, оставляя только самое ценное и нужное.

Через какое то время в моей жизни появился Ахмат. Он представитель Северного Кавказа.. А потом была опять война. Одна, затем другая. Что я должна была чувствовать, когда мы разговариваем по телефону и я слышу взрывы бомб. А он только мне комментирует, кому из соседей прилетело. Я спала на работе, потому что в квартире я просто ходила всю ночь по комнате. Вот так я работала, утром шла принимала душ , переодевалась и шла обратно в офис.

А потом я родила, родилась дочь. По приезду домой с Ахматом сразу поругалась. Он хотел сына, на Кавказе все хотят только сына. Вот он мне и высказал, что если бы это был сын, он бы взял его в охапку и уже был дома. Дома это на Кавказе. Обо мне ни слова. Но что я его спросила, за наличие кое каких предметов тела не боится ли он? Он не понял.

-Да я к тому, что если бы ты только попробовал это сделать с моим сыном, то в миг и лишился бы этих предметов, рвать буду собственными зубами.

Когда русская женщина такое говорит, она знает , что она говорит, и за свои слова, она тоже отвечает. Нельзя злить женщину, пережившую столько событий, на мозги хорошо откладывается.

Дочь росла, Отношение с её отцом быстро сошли на нет. Сошли они еще и потому, что перед уходом в декрет я хорошо заработала, много заработала. Успела только купить для родителей дом в Подмосковье, а деньги на роды оставить на время, пока буду сидеть с ребенком. Остальное потратил Ахмат, клятвенно заверил, что положит столько , сколько взял. Прошло время, напомнила об этих словах. Оказалось, что денег нет и не будет, и принять это надо , как факт. Приняла. Нет денег, нет Ахмата, нет его родственников, которые во время войны принимали от меня помощь. К сожалению, нет и отца Ахмата. Он ушел раньше положенного срока. Мы часто и много разговаривали с ним по телефону, мне кажется, что я ему была симпатична. Я с удовольствием покупала ему дорогие, качественные рубашки, которые он одевал сразу и ходил в них в мечеть. Но о том, что у него есть ещё одна внучка, он так и не узнал.

Шло время. Девочка выросла, стала встречаться с парнем. Одно время даже жили гражданским браком, и жили долго. Но когда разбежались, оказалось, что за 6 лет я прикипела к парню, как к родному сыну. Я честно пыталась их соединить, но дочь сначала смеялась, потом бесилась, а потом всё прекратилось. Парня этого она до сих пор ненавидит, хотя я причины для этого не вижу.

И снова война постучалась в мой дом. Объявили мобилизацию. Егору пришла повестка. Он не стал прятаться, он позвонил мне, и попросил , что если с ним что, чтобы я не бросала его мать. Дело в том , что их двое. Он и мама .Больше никого из родни нет. Ни близкой, не дальней. Мой мозг закипел, ведь мать еще и инвалид, правда не той категории, при которой дают отсрочку. Да простят меня те, кто воюет, кто уже пришел с войны домой, но я решила побороться. Мы стали готовится, закупали все по спискам, которые находили в интернете. А это недешево однако. И одновременно консультировались везде , где можно и где нельзя. Одна из причин, почему я это делала-его мать. Я прекрасно понимала, что она умрет, как только Егор сядет в автобус. Я этого не хотела. Я молилась, и Бог услышал наши молитвы. Юрист из военкома написала нам список документов, который нужно собрать, повесткой срок явки нам постоянно переносили. Я не заплатила за такие услуги ни копейки, никто с меня денег не взял, хотя я была готова и к такому варианту. И вот 17 октября с готовым пакетом документов и полностью экипированным Егором мы были у военкомата. В этот день мобилизацию отменили. Мама и сын вздохнули облегченно и поехали домой.

А я уже год живу с чувством, что что-то не сделала. С бывшей работы забрали двух ребят. У одного двое девочек, у другого сын. В мае они приходили в отпуск. Пацан от отца просто не отходил, не видела, но знаю, что когда отпуск закончился и отец собирался обратно, ребенка от отца отрывали.

-Знаешь, Лена, я подписалась в контакте.

-Кира, зачем тебе?

-Мне надо!!! В контакте сейчас много мужиков оттуда. Лена, там информацию читаю, выть хочется. Кирилла вспоминаю. Если он был жив, он был бы там. Это даже не обсуждалось. Недавно была у Якова Израилевича( Помнишь, это светило кардиологии).Он сказал, что у меня уже три рубца на сердце. Четвертый оно может не пережить. Но сейчас, что могу? Могу поддержать, могу поговорить. Сбор чего-то делать не хочу. Адресно до людей может и не дойти. Но буду думать, думать есть над чем.

*******************

Она сидела передо мной и фонтанировала идеями. Кира вся светилась, от неё просто мысли отскакивали. А мне реветь хотелось. Откуда столько любви в этой женщине. Какая же я дура, почему не разглядела, что за симпатичной внешностью скрывается просто вулкан энергии добра. Вот такая она, Кира Титуленкова. Вспомнила случай из детства. Смотрели фильм про войну. Потом идём домой обсуждаем. А с нами Верка была, жуткая фантазерка. Говорит, что она на месте главной героини поступила бы по другому. Заспорили. А Кира идет молча. Мы встали, спрашиваем, кто ей понравился. Её ответ нас удивил. Был в фильме герой, не высокого роста, неказистый, но шустрый. Он подносил снаряды к пушкам.Вот он -то ей и понравился.

-Почему?

-Потому что он делал самое большое дело. Не было бы снарядов, пушки бы не стреляли. А пушки бы не стреляли, так танки их бы и размазали.

Это было так очевидно, но заметила это только Кира.

О войне, под названием “СВО” пишут много. Это правильно, но только так ли правдиво пишут? Там в окопах рвутся снаряды, там на минах подрываются наши мужики, мужики идут в бой, а некоторые оттуда идут прямой дорогой к Богу.

А Россия живет .Живет шумно, весело. Также работают рестораны, бары. Вино, пиво, водка льются рекой. В больших городах по ночам заезды под стать Формуле 1.

Где справедливость, и есть ли она в этой жизни. Для тех, кто вернулся уже оттуда, наверно есть. Забудут ли они время, проведенное там, не думаю. Для тех, кто пойдет им на смену, для родителей и близких, которые морально готовы к такому варианту, сегодня это и больная тема, и головная боль.

Что нас ждет, Господи? Я знаю Россия выдержит, я знаю Россия выживет, но какой ценой. И почему лучшие уже ТАМ? Я много бы отдала, чтобы получить ответ на такие вопросы, или хотя бы надежду на такой ответ, поэтому я верю. Ведь когда мужчина слово дает- он исполняет. Господи , дай ему на это мужества, терпения и любви к своему народу.

Дорогие мои читатели. Буду очень рада вашим откликам и лайкам. Ваша активность помогает продвижению канала. Спасибо, что Вы со мной.