Юристы считают последние решения судов странными и неоднозначными.
Тинькофф Банк выиграл не менее 20 судебных споров по искам клиентов, которые выгодно обменяли валюту в приложении банка в начале 2022 года, а затем столкнулись со списаниями. Об этом пишет РБК со ссылкой на судебные решения, а также на представителя группы инвесторов Дмитрия Бутрякова.
27 февраля 2022 года в приложении банка появилась возможность купить доллары по курсу 88 ₽ за $1, если поменять рубли на фунты стерлингов, затем фунты — на доллары и обратно в рубли. Некоторые воспользовались выгодным курсом и 28 февраля продавали доллары на бирже по 105 ₽.
При этом решений в пользу инвесторов тоже немало — около 30, в ряде случаев Тинькофф Банк уже возместил клиентам списанные средства. Однако в 2023 году судьи стали чаще становиться на сторону банка, отмечает Бутряков. В самом Тинькофф Банке уверены, что суды начали выносить решения в их пользу после того, как у них появилась возможность глубже разобраться в ситуации.
Суды указывают, что многочисленные действия клиентов по покупке валюты в короткий промежуток времени были направлены не на конвертацию валюты, а на получение прибыли от курсовой разницы, возникшей вследствие ошибки банка. Дополнительным аргументом «Тинькофф» стала техническая экспертиза, которая зафиксировала «аномальное поведение истцов во время сбоя в марте 2022 года». В документе говорится о необычном поведении 848 клиентов, которые применяли схему сложной конвертации в марте, хотя не использовали её ранее.
Мнение юристов
В российском законодательстве есть понятие «злоупотребления правом», когда клиент формально поступает правильно, однако обстоятельства дела говорят, что он намеренно причинял вред. Сложность в том, что каждый судья по-своему понимает «злонамеренность», говорят юристы.
Партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов считает, что решения судов в 2023 году «как минимум можно назвать неоднозначными и странными». Он указывает, что по логике судов можно запретить все операции на бирже с акциями и облигациями. Валютные операции ничем от них не отличаются — покупка валюты всегда рассматривается как инвестиционный инструмент.
Юрист уверен, что если банк допустил ошибку в алгоритмах, то он должен сам платить за свои ошибки. Сейчас суды перекладывают предпринимательские риски банка на потребителей, говоря о том, что клиент должен думать за банк и искать в его алгоритмах ошибку, подчеркнул юрист. Поставить точку в споре может Верховный суд.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной