Лет 150 назад полумифический отставной солдат, крестьянин из деревни Палкино М. Кузьмин перерыл горушки в междуречье рек Исеть и Решетка. Драгоценных каменьев он не нашел, но обнаружил прозрачные гранаты и цитрины, пригодные для огранки. Копи заинтересовали коллекционеров, и благодаря им стали известны.
В 1894-95 годах копи исследовал молодой минералог Александр Николаевич Карножицкий. В результате был издан труд "Евгение-Максимилиановские минеральные копи и некоторые другие новые или мало исследованные месторождения минералов в области Среднего Урала". Сейчас общие рассуждения Карножицкого о геологическом строении этих мест вызывают улыбку. Но это простительно. Какими денежными средствами снабдило его Минералогическое общество, отправляя в командировку, я информации не нашел, но судя по всему, они были невелики. Планомерную геологическую съемку он произвести был не в состоянии. Нанял пару крестьян, с их помощью расчистил старые закопушки, уже на тот момент представлявшие собой заплывшие и засыпанные лесным мусором ямы. Отобрал образцы, описал их, произвел химический анализ. По этой работе он в 1897 году защитил докторскую (по нынешним понятиям кандидатскую) диссертацию в Казанском университете.
Кстати, название придумал также Карножицкий. Но откуда же такое необычное название? Копи названы в честь российско принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, с 1891 по 1917 год бывшей президентом Российского императорского Минералогического общества. Должность эта была номинальная, почетная, традиционно Минералогическое общество было по патронажем царской семьи.
Надо отдать должное Евгении Максимилиановне. Она обладала выдающимися организаторскими способностями и неукротимой энергией. Успешно выращивала сахарную свеклу под Воронежем, где у нее было обширное имение. Построила завод по производству сахара, провела железную дорогу до него. Была почетным членом и попечителем бесчисленных общественных и иных организаций, больниц и гимназий. Личность интересная, но в минералогии она вряд ли что-то смыслила. :) Во всяком случае Карножицкий имя ее на Урале увековечил.
Вот так копи выглядят на карте полезных ископаемых, выложенной в открытый доступ институтом ВСЕГЕИ. Маленькие красные звездочки. Под номером 16 обозначена копь на горе Межвежка.
Почему же меня заинтересовала именно эта копь? Ответ банален, в августе в Екатеринбурге стояла необычная для этого времени 30-градусная жара. Хотелось выбраться из города, но недалеко. До поселка Северка каждые полчаса бегает маршрутка, гора Медвежка примыкает к поселку. Есть схема расположения копи на сайте webmineral.ru. Оставалось подняться на гору и набрать рюкзак великолепных образцов. :)
Гора Медведка вытянулась с запада на восток примерно на километр. По хребту и поперек горы прорыты противопожарные канавы, все камни наружу. Согласно схеме с webmineral.ru надо идти вдоль хребта на восток, и в аккурат выйдешь на копь. Копей на горе, по описанию Карножицого, пять штук. И одна из них, гранат-эпидотовая, по данным из интернета "живая", ее посещают любители камня.
Я прошел от вершины горы на восток, вдоль противопожарной канавы, обращая внимание на тропики. Раз есть копь, значит к ней должна быть тропинка. Копи не было.
В восточной части горы повсеместно встречаются гнейсы, а также граниты с жилами, содержащие большие кристаллы полевого шпата. В одном месте даже была вырыта свежая закопушка, рядом с которой лежали куски полевого шпата. Но это не то, что я искал.
Я еще походил по противопожарнвм канавам, посмотрел образцы, но гранатов не нашел. Решил через пару дней повторно съездить в эти места.
При повторном выезде я не стал подниматься на гору, а обошел вокруг нее.
Зашел на проходящую рядом горой ЛЭП, полюбовался видами. Но ничего интересного так и не обнаружил.
Тогда я решил выудить из интернета всю доступную информацию. На Ютубе есть ролик о посещении копи. Проанализировал его, прикинул, каким путем авторы до нее добирались. Посмотрел, откуда светило солнце. Стало ясно, что сосредоточить поиски надо на северо-восточных отрогах горы Медвежка.
На увалах, рядом с горой, действительно удалось обнаружить с полдюжины старинных ям, осыпавшихся, и задернованных.
На фотографии даже не совсем понятно, что это именно копь, но это так. Интересно, что эти ямы не собраны в группу, а находятся на расстоянии друг от друга в десятки и сотни метров. И это не поисковые небольшие закопушки, а довольно значительные выработки.
Выяснить, что в этих копях добывали, я не смог. Молоток вязнет в сформировавшейся лесной подстилке, докопаться до коренника невозможно. Нужны более серьезные работы, с использованием лопаты и кирки.
"Живую" эпидот-гранатовую копь я так и не смог обнаружить. Видать, отставной солдат Кузьмин 150 лет назад посообразительнее меня был...
Кому интересно, книга Карножицкого выложена в интернете, к сожалению, без фотографий и рисунков.
Есть также отсканированный вариант книги, но читать ее тяжело, используется старая, дореволюционная орфография.