РОМАН И МАРИЯ
Помимо второгодников летом, к бабушке начиналось паломничество накануне Нового года: срочно надо сделать маскарадный костюм. Или костюм для школьного спектакля - но это в любой момент учебного года. В отличие от сегодняшней школы, театральные постановки редкостью не были. И отец, и его братья, и двоюродная сестра, которая до окончания школы жила у нас, были постоянными участниками. К сожалению, многие фотографии не сохранились. Один из альбомов по-тихому забрал младший дядя, не посмотрев, что там в основном фотографии моих родственников по маминой линии. А поскольку этому предшествовало, мягко скажем, весьма эмоциональное объяснение по поводу того, что бабушка написала завещание на мое имя, писать ему с просьбой вернуть альбом я не стала – все равно не вернул бы из вредности. Но и по тем, которые сохранились, можно судить о бабушкином мастерстве. Все шилось из простых и дешевых тканей – ситец, штапель, сатин, подкладочная саржа с успехом заменяла атлас в боярских костюмах. Жаль, что фотографии не цветные – в 50-60-х годах цветная пленка была большой редкостью.
По фото китайской актрисы в журнале "Огонек" бабушка сшила костюм, которого хватило троим – сначала в нем на Новый год покрасовалась Вера, двоюродная сестра отца, потом Валя – младшая сестра мамы, и даже я. Правда, к тому моменту старый сатин, из которого была сшита кофточка, уже грозил расползтись, да и аппликация в виде дракона на юбке слегка обтрепалась, но, поскольку обе мои тетушки учились в Верхнемамонской школе, то в Лозовской школе этот костюм не видели даже самые старшие ученики, и я на фоне зайчиков и снежинок имела просто потрясающий успех.
Неплохо получился и костюм огня, который бабушка сшила для рыжего пацана с соседней улицы. Но, наверное, самым лучшим был костюм принца (по крайней мере, на моей памяти). Мало того, что бабушка шила его по очень красивой иллюстрации к «Золушке» - и материалы, из которых он был сшит, были дороже тех, из которых бабушка обычно «стряпала» очередной шедевр. «Принц» единственный сын не бедных родителей, и уж рублей 15-20 (цены конца 60-х годов) даже на такую ерунду, как новогодний костюм, они потратить могли вполне безболезненно.
В моем пятом классе нам с бабушкой пришлось вдвоем в спешном порядке шить ко Дню Конституции национальный костюм той страны, на территории которой сейчас идет СВО – но в 71-м году это была одна из советских республик, а «хороводы дружбы» на праздничных концертах всегда смотрелись выигрышно. Тем более, выучить одну известную песню на стихи Тараса Шевченко даже на языке оригинала было легче, чем «Сулико» на грузинском, что, однако, сделали девчонки из четвертого «А». В седьмом классе Грузия «досталась» нам, пришлось шить грузинское платье – в талию, с огромным цветком, похожим на тюльпан, на груди, с расшитыми двойными рукавами. В принципе, само платье должно было быть двойным, но это было бы слишком – столько возиться ради полутора часов (примерно столько продолжались мероприятия, включая торжественные речи и доклады о достижениях района). Но «вершиной» всего была «национальная» колонна на демонстрации 7 ноября. Наш класс должен был представлять самую большую автономную республику – Якутскую АССР, и, естественно, в эту колонну попала я из-за своей универсальной «похожананерусскую» внешностью. Правда, тут я даже оказалась в выигрыше: мне не пришлось мерзнуть, как мерзли «грузины», «молдаване» и прочие (они оделись так, чтобы были видны хотя бы отдельные элементы костюма – юбка или шаровары, а это значит, что верхняя одежда была короткой, да и головной убор не у всех был теплый). Но с приданием старой маминой шубе «якутского» вида пришлось повозиться. Отпороли воротник – шалевый, из него идеально получилась шапка почти полуметровой высоты (у якутов они именно такие, как выяснилось), «колпак» чем-то набили, чтобы его ветром не валяло, на самый верх пришили меховой помпон, каких-то бус еще, а в качестве вышивки на шубу бабушка связала крючком две кружевные полоски, пришили понизу, чего-то пестрого наляпали на старые бабушкины валенки, на папины меховые рукавицы (пришлось вывернуть ради такого случая). Все как положено – не отличишь! Мама моего одноклассника-напарника особо не заморачивалась – старый тулуп мехом наружу, без всяких вышивок и бус, шапка обычная меховая. Народ, наверное, и не понял, что это «якут». Но неважно! Главное «якутка» была красивая, а Сашка так – «это со мной»…
В летнее время валом валили гости, и тут бабушке приходилось демонстрировать свои кулинарные способности. Причем, помогали ей очень немногие, а уж чтобы за свои деньги продукты на общий стол покупать – на это оказалась способна только тетя Лиза, дедушкина племянница, чья семья была в 30-е годы выселена в Сибирь. Впрочем, ситуация такая знакома многим, поэтому на ней особенно останавливаться не буду.
Использование материала без разрешения автора запрещается
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.