Уж не знаю, во сколько разбудили девочек, но я научилась игнорировать это всё происходящее вокруг и спать часов до семи. Ближе к семи часам меня дополнительно растолкали девочки, я быстро встала, оделась и.. узнала, что я сегодня дежурная. Уж не знаю когда они успели составить график дежурств в комнате, но это не важно. Так что же вообще должен делать дежурный? Как только все уходят из комнаты на зарядку, дежурный остаётся, затем берёт ведро, швабру (чисто деревянную её опору) и тряпку, которая на вид старше этого лагеря. Наверное, эта парочка (швабра и тряпка) является здесь своеобразным раритетом и дорога́ директору Штормового, раз её не выкидывали столько лет, а передавали как знамя от смены к смене. Необходимо вытереть этой грязной тряпкой весь пол. Главное, чтобы к приходу проверяющих он был мокрым, и не важно, что грязный (мыли же, значит нормально). А то были случаи, когда пол успевал высохнуть к проверке, и баталеры говорили, что он не мытый (минус балл). Необходимо также было распихать все неубранные вещи (любые кроме мягких игрушек) по ящикам (и никого не волнует, кто потом и где свои вещи искать должен). Нужно разгладить пледы на каждой кровати, так как скорее всего этого никто из сокамерников соседок по кубрику не делал, так чтобы не было ни единой складки. Проверить наличие всех полотенец и как они сложены в виде уже надоевших всем корабликов (чему я научилась в лагере? Складывать полотенце корабликом!).
Нужно вынести рассортированный мусор, попутно рассказав проверяющим какой-то стих/частушку/ответ на вопрос про экологию (не расскажешь - минус балл). Если мусора нет, его необходимо найти и выкинуть хоть что-то. Поэтому приходилось иногда клянчить мусор в соседних кубриках, если своего не было. (У вас нет мусора? значит вы его выбросили ранее несортированным - минус балл). Необходимо стереть всю пыль со шкафов и подоконника, очевидно собственной майкой или трусами, так как никакой тряпки на это не выделено. Хотя, глядя на тряпку для пола, невольно благодаришь всех, что тряпки для пыли дано не было. Использовали руку или влажные салфетки из собственных запасов. Не стоит забывать и про шторы, за которые так же можно получить «минус балл», если они будут слишком закрыты, или же наоборот недостаточно закрыты (степень закрытости определялось настроением проверяющих). Золотую середину поймать сложно, и не факт, что господа проверяющие-баталеры сами понимают, где она находится. Самое страшное – когда проверка решает заглянуть в шкафчик. В такие моменты это настоящая лотерея – либо они откроют один единственный чистый шкафчик особо аккуратной девочки, либо тебе придётся выслушивать о том, что мы все в комнате такие неопрятные и почему у вас в шкафах все вещи не аккуратно разложены, а свалены кучей. А это даже не твой шкаф, но отчитываться всё равно тебе - дежурной. Ещё я не понимала правила “на виду при открытии ящика не должно быть электроники (даже наушников) или ценных предметов”. Какой в этом смысл? Даже если кто-то и захочет что-то украсть из моего ящика, что, конечно, возможно (двери то закрывают только вожатые, когда запрещают нам сидеть в комнатах. В остальное время – заходи кто хочешь), но маловероятно. Кому это надо? Деньги мы все сдали ещё вначале смены, а других ценных вещей нет. Скорее всего грабитель либо человек из моей комнаты, который хочет мне отомстить за что-то, и явно знает, что у меня там лежит, либо вор, который явно будет копаться в ящиках при попытке что-то найти, перетряхивая всё содержимое. Да и когда проводные наушники за 50 рублей вообще стали “ценной вещью”?
После долгожданного завершения сей проверки я, наконец-то, смогла пойти в кают-компанию. Там мы сидели, обсуждали планы на сегодняшний день. И вдруг из динамиков громким противным голосом несколько раз подряд раздалась фраза: "Внимание! Сработала пожарная сигнализация! Всем срочно покинуть здание!". Конечно же, все тут же полностью забыли про главное правило эвакуации и началась бешеная паника! Все бежали куда-то, у выходов столпилась огромная очередь и было невозможно куда-либо протолкнуться. Вожатые пытались как-то успокоить всех нас, но ничего не получалось, и тут.....
Кхем... Пожалуй хватит мне придумывать. Вернёмся к реальности: о пожарной тревоге мы знали ещё вчера, потому в кают-компании все сидели уже с куртками, ожидая назначенного времени. План действий тоже был заранее оговорён. Собственно план действий - это “не паниковать, строится парами и спокойно идти за вожатыми”. Всё. Все инструкции.
После прозвучавшей сирены все, как и планировали, быстро, но спокойно, вышли из здания и направились к какой-то там “парадной лестнице Дворца Культуры и Спорта". Там, после сбора всех отрядов, кто-то (главный вожатый? Директор Штормового? Не суть) провёл какую-то лекцию по поводу того, что нужно делать при случае реального пожара, что нужно брать куртки и выходить именно на это место, к данной лестнице и всё такое. Пока все его слушали или хотя бы пытались делать вид, будто бы слушают, я отошла в задние ряды и смотрела на море. На зарядке совершенно не до него, а так мы к нему даже не ходили ни разу… Неужели чтобы посмотреть на море так необходима пожарная тревога?
После завтрака были ПТО занятия. Я всё так же шла впереди группы и успевала делать какие-то «рандомные» чертежи с интернета, попутно задавая вопросы “не по теме урока” (но по теме программы, в которой мы работали). После урока мы подошли к учителю узнать про станок – будут ли занятия всё же и на станке, на что никакого чёткого ответа он дать не смог. Ему нужно было идти, но до следующего урока (второй группы) было ещё 10 минут. Мы попросили у учительницы следующей группы, чтобы она нас не выгоняла и мы бы успели доделали детали. Она нам разрешила со словами "неужели я буду запрещать детям чему-то обучаться, раз им это так нравится?". Очень милая женщина, скажу я вам.
После компетенций я отправилась сначала к себе в номер а после, немного отдохнув, пошла в актовый зал, в котором у нас был урок хорового пения пока вторая группа была на компетенциях. Мне этот урок не очень понравился. Вообще я люблю петь и мне даже говорят, что у меня получается когда я пою под гитару, но почему-то в хоре у меня начинает болеть горло. А также в хоре, где у половины людей нет слуха и все поют как хотят, уловить правильно мелодию, а иногда и просто тональность - невозможная задача. Ещё мне не очень было понятно почему учительница поощряет и даже просит всех петь максимально громко, ведь когда мы пытаемся петь громко, мы начинаем орать и опять-же никто не соблюдает мелодию песни. Но слава двум вожатым соседнего отряда, которые следили за нами и пели «основным» голосом, на них можно было хоть как-то ориентироваться. Хотя больше мне показалось, что вожатым эти уроки самим нравились, так как у учительницы они под конец начали «заказывать» песни, которые они хотят спеть.
После обеда, по дороге в школу мы встретили какого-то взрослого человека с которым, по правилам «Орлёнка», необходимо было поздороваться на " три, четыре". И что сказал кто-то из наших? "Доброе утро"! Да, доброе! Утро! В 14 часов дня! (Хотя я из будущего, сразу скажу что у нас "доброе утро" было даже когда к нам в 23:00 пришла вечерняя проверка, так что в «Орленке» у нас всегда доброе утро!). Вообще, вот это "три четыре" для подростков...
Вожатые.. вы с нами, 15-17летними, обращаетесь как с малышами. Мало того, что ходить парами заставляете, так еще и здороваться по команде требуете. Натяните веревочку нам для прогулок тогда, чтобы не разбегались.
"Вы что, никогда богомола не видели?" - спросила у нас вожатая, когда какой-то парень поймал настоящего, большого богомола и вся группа собралась чтобы посмотреть на него. Не знаю как остальные, а вживую, да еще и не в террариуме каком-то, я видела богомола впервые.
Школа.
В школе первым уроком была информатика. Без каких-либо предисловий (разве что мы просто расписались где-то там и нам за минуту прочитали ТБ) раздали бумажки с заданием – таблица с данными. Сказали, чтобы мы открыли табличный редактор (не Excel, хотя он был на компьютере) в котором, я уверена, никто (ну или большинство) работать не умел, и сказали делать так, чтобы было то же самое, что и на выданной бумажке. Нам не объясняли, как это делать и когда какой-то парень спросил можно ли сделать так (и сказал учителю как), для того чтобы сделать как-то проще чем на листке, учитель сказал, что "можно, ведь тройка это тоже оценка". За урок мы ничего не доделали так что оставили это на следующий раз.
Следующим уроком был русский язык. На нём половина класса, которая была 10ым классом, занимались вместе с учительницей, а второй половине, то есть нам, 11му классу, учительница раздала индивидуальные задания на листочках, где шли задания и подробное объяснение темы. Сам урок прошёл спокойно.
На математике учительница сказала каждому брать «свой» учебник (такой же как в своей школе) и индивидуально проходить тему, на которой они остановились. На полдник наш вожатый принёс нам еду в школу. Стоит отметить, что некоторые лагеря, во время полдника шли к себе, в свою столовую в лагере (уж не знаю, как они успевали это за 30 минут).
Затем урок физкультуры, где мы провели маленькую разминку, после чего было задание просто играть в какие-либо игры, такие как волейбол, бадминтон, скакалка или настольный теннис, для того чтобы получить оценку. Я выбрала последнее. Вообще, если не делать ничего, то получишь «два». Оценка для меня была не важна, но я просто хотела поиграть в теннис. Так что урок по физкультуре оказался наверное самым простым. Жаль только, что ракетки я сфотографировать не смогла тогда: их было, кажется, 4 штуки, и, наверное, одной из тех “которыми можно было играть”, оказалась та, которая была тупо голой деревяшкой без резиновых накладок. У остальных же резинка была, но только частично. Её отодрали от деревянной основы так, что “клей”, или на чём эта резинка там держится, осталась на ракетке бугорками. Думаю, нет нужды объяснять, почему ракетка должна быть ровной, и почему ракеткой с бугорками играть невозможно. Да, разумеется, я привозила с собой ракетку, но я не знала, что единственным местом, где я смогу поиграть в теннис – будет урок физкультуры в школе (который стоял в расписании раз в неделю), поэтому в школу ракетку я не взяла.
После физкультуры на перемене должны были проходить какие-то мини-соревнования по баскетболу между нашим классом, и ещё одним, но я не стала на это смотреть и ушла посидеть в коридоре школы (на улицу то всё равно нельзя выходить). Последним уроком был урок биологии, на котором ничего особенного не было, просто часть класса работала индивидуально, а вторая слушала объяснения учителя.
Видимо так и будет в дальнейшем проходить большая часть уроков: половине что-то объясняют, в вторая половина класса занимается самостоятельно.
После окончания занятий в школе два отряда пошли в спортзал, где там был просто более углублённый урок физкультуры, но была и возможность просто посидеть на скамейках этот час. Часть ребят стала играть в разные спортивные игры и просто “активно проводили время”. Я же решила примкнуть к другой группе – отдыхающих.
Вернувшись в здание лагеря все пошли на ужин. Все кроме меня. У меня случилась истерика…опять.. Я нашла укромный уголок и общалась там с мамой по телефону. И только когда я вышла до туалета, меня нашел вожатый. Кое-как он меня успокоил и уговорил пойти в кают-компанию, где все уже собирались. Мне не нравился лагерь, мне не нравились вожатые, мне не нравилась атмосфера лагеря. Не нравились дурацкие и нелогичные правила. Здесь было всё чуждо мне. Здесь всё давило на меня. «Хочу домой».
После ужина был «огонёк». Только не на улице, как я мечтала, с настоящим костром и песнями под гитару. А в помещении, в зале, где был скалодром. И огонь, конечно, был не настоящим, а простая гирлянда, укрытая сверху тоненькой тряпочкой. Вожатые рассказали нам какую-то “Орлятскую легенду”, в которой говорилось про важность сбора людей вокруг костра, когда все рассказывают, что у кого на душе. И я даже соглашусь с их легендой – сидеть вокруг настоящего огня и слушать кого-то было бы круто, ведь как мы все знаем, “можно вечно смотреть на три вещи как горит огонь как течёт вода и…”, пусть третью вещь можно додумать самому, но вряд ли кто-то захочет туда добавить “смотреть на непонятные фонарики, которые даже не мигают” (ну то есть вода и огонь переливаются, а вот фонарики – статичное изображение). Слушайте, ну в 3-5 лет может быть маленьким детям и «зашла» бы такая замена. Но вот подросткам нужен вечерний костёр, настоящий, песни под гитару, шум моря и шелест листьев. Чёрт.. но не фонарики, покрытые тканью в душном помещении.
И ладно бы минут 10 сидеть так, но нет же, после легенды всех просят рассказать о своих впечатлениях, о времени, проведённом здесь. И каждый что-то говорил. Говорил долго, от минуты, до четырёх, а кто-то и продолжил бы, не подгоняй его вожатые. Таким образом “Огонёк” – означало только то, что целых полтора часа (если не два), вы будете сидеть в вероятно душном помещении, в кругу, глядя на статичные и скучные лампочки, тихо ожидая конца.
Но быть может мне одной всё это не нравится? Ведь почти все называли какие-то положительные моменты смены на этом «огоньке», и только один человек (не я, как вы могли подумать), в открытую сказал, что всё плохо и он хочет домой. Но я ведь сама видела и слышала, как многие из нашей комнаты и плакали, и жаловались практически на всё… Или, быть может, никто просто не хотел говорить об этом вожатым и привлекать к себе их лишнее внимание. Может они потом ещё начнут ругаться, мол они всё для нас делают, а мы и не ценим (такое один раз было, но они ругались так на весь отряд, взывая к совести). Признаться, я и сама стеснялась что-то говорить при них, и тогда сказала, что “пока ничего не понятно, сказать ничего не могу”, хотя и было желание последовать примеру того парня, расплакаться прям там, и говорить, что я хочу домой.
PS. Сегодня , 8 ноября, было лунное затмение. Да еще и полнолуние. Накануне подошла к вожатому и спросила, не будет ли организована на сегодня экскурсия в обсерваторию. Ведь в "Орленке" есть своя обсерватория! Как было бы интересно посмотреть в телескоп, рассмотреть Луну, посмотреть обсерваторию. Ведь такой повод. На что я получила сухой ответ: "Нет. Таких планов нет, ни на сегодня, ни на ближайшее время". "А как попасть можно туда?". "Никак". Еще один пункт можно вычеркнуть из моего списка желаний «что посетить в "Орленке"». ((
Продолжение здесь:
Для удобства навигации - мой дневник по дням про ВДЦ "Орленок":
введение
1 день, заезд
2 день, Квест на ориентирование и знакомство с директорами
3 день, 1 рулон на 3 дня на 10 человек
4 день. План на день. Он есть, но его нет.
5 день. Всё налаживается?
6 день. Доброе утро, у нас пожар!
7 день, ЗОЖ и лапша на уши под звуки гитары
8 день. 10 ноября. Бессмысленное существование или два часа удовольствия
9 день, Тонет корабль? Пойте песни!
10 день, SkillsDays - новая надежда
11 день. Фотосессия с туалетной бумагой
12 день. Косячит один, наказывают всех
13ый день. Я дежурная
14ый день. День в мастерской
15ый день. Пожалуй, мой лучший день в лагере.
16ый день Крик души..
17 день. День здоровья и уныния
18 день. Беседочный вокруг себя - узел туристический или морской?
19ый день. Температура против главной цели смены.
20ый день. Закрытие смены ПТО.
21ый день. Мама устроит счастливый финал
Заключение. Кратко о лучшем лагере страны
Истории о ВДЦ "Орленок" моих знакомых.