Найти тему
In love with antique

Помпейские фрески: секреты сохранности и разные типы популярного "помпейского красного"

Оглавление

Дионис и Ариадна. Фреска из дома Золотого браслета. Находится в Антиквариуме, Помпеи. Фото автора
Дионис и Ариадна. Фреска из дома Золотого браслета. Находится в Антиквариуме, Помпеи. Фото автора

Зачем нужны были фрески?

Любой помпейский домик - бедный или богатый, обязательно украшали фрески, мозаика на входе, цветы. Тогда окна в домах были очень узкие, в целях безопасности, и света внутри мало, поэтому внутреннее украшение в виде фресок, садика играли важную роль, создавали настроение, давали больше жизни, света, "простора" и облагораживали пространство.

В самих Помпеях названий улиц или домов не было, названия дали археологи по тематике фресок для современного понятного восприятия.

Садовое панно в доме Золотого браслета, Помпеи. Фото автора
Садовое панно в доме Золотого браслета, Помпеи. Фото автора

Художники в Помпеях были свободны в своем творчестве, а заказчики хотели ярких сюжетов, чтобы впечатлить своих гостей.

Садовое панно в доме Венеры, Помпеи. Фото автора
Садовое панно в доме Венеры, Помпеи. Фото автора

Одна из загадок помпейских фресок — их удивительная сохранность.

В античности особое значение имела природа. Самым прекрасным считалось соединение воды и зелени - это встречается и в литературе, и в живописи, и на фресках в Помпеи. На фото  - «Дом сада», работы по его раскопкам велись более 40 лет. Частично раскопали еще в 1913 году, а закончили работы только в 1951г. Фото автора
В античности особое значение имела природа. Самым прекрасным считалось соединение воды и зелени - это встречается и в литературе, и в живописи, и на фресках в Помпеи. На фото - «Дом сада», работы по его раскопкам велись более 40 лет. Частично раскопали еще в 1913 году, а закончили работы только в 1951г. Фото автора

В чем секрет сохранности фресок?

Спустя 2000 лет, после раскопок и очищения от камней, они выглядят, как будто их закончили вчера. Одна из причин, это пепел, который не дал доступа воздуху и «законсервировал» все внутри. А вторая - секрет технологии нанесения красок, а также их состава. Фрески делали так, чтобы они прослужили максимально долго.

В помпейской настенной живописи выделяют 4 стиля. Это пример второго стиля, также известного как «обман глаз» или «архитектурный стиль» (ок. 80 – конец 1 века до н. э.) характеризуется иллюзионистской визуализацией архитектурных элементов, таких как колонны, здания, а также яркими пейзажами. Фото автора
В помпейской настенной живописи выделяют 4 стиля. Это пример второго стиля, также известного как «обман глаз» или «архитектурный стиль» (ок. 80 – конец 1 века до н. э.) характеризуется иллюзионистской визуализацией архитектурных элементов, таких как колонны, здания, а также яркими пейзажами. Фото автора

Секрет состава и разница между фресками в Помпеи и фресками, например, эпохи Возрождения состоит в том, что первая для создания пигментов использует неорганические материалы, главным образом минералы, а вторая экспериментирует с использованием органических материалов на уже высохшей штукатурке. Устойчивость фрески возникает на последнем этапе, называемом карбонизацией, химической реакцией между пигментом и штукатуркой, которые превращаются в новое вещество, более единое и менее подверженное разрушению.

А секрет яркости красок связан с техникой живописи. Тонкий слой известняковой штукатурки, известный как интонако, наносился на поверхность стены, а затем красился, пока она была еще влажной. Пигменты краски смешались с интонако, и после высыхания краска запечатывались в стену. Этот процесс позволял получить цвета с характерным сиянием и яркостью, которые в значительной степени выдержали испытание временем.

Фрагмент фрески из дома Золотого браслета, Помпеи. Уже в те времена художники старались передать перспективу, показать глубину пространства. Фото автора
Фрагмент фрески из дома Золотого браслета, Помпеи. Уже в те времена художники старались передать перспективу, показать глубину пространства. Фото автора

3 типа "помпейского красного", как их различать?

Когда в 18 веке начались раскопки и миру явились помпейские фрески, особую популярность приобрел цвет "пом­пей­ский крас­ный". Римский университет La Sapienza, а также Итальянский институт оптики и Кембриджский университет провели много исследований на тему помпейских фресок: техники художников, состава красок, а также их реального цвета. Они выделили 3 варианта красного: действительно ярко-красный, красный нанесенный на желтые стены тонким слоем и охра, окрашенная в красный под действием газов и высоких температур при извержении Везувия. Сейчас это все выглядит как одинаково красный - красный.

Исследователи считают, что крас­ную крас­ку в антич­но­сти часто подделывали. Она была крайне доро­гой и цен­ной. Насто­я­щую ярко- крас­ную крас­ку изготав­ли­ва­ли на осно­ве крас­ного сви­нца, кото­рый привозили из Арме­нии.

Сейчас даже экс­пер­там труд­но раз­ли­чить в Пом­пе­ях крас­ные цве­та: подлинная доро­гая крас­ная крас­ка, деше­вый вари­ант (когда на желтые стены наносили красную краску тонким слоем) или тот цвет, кото­рый получился в резуль­та­те извер­же­ния. Но ино­гда последний мож­но идентифицировать по "волнообразным следам" (красная полоса на стене, которая постепенно переходит в желтый).

Фреска со сценами охоты в обрамлении одного из вариантов "помпейского красного". Фото автора
Фреска со сценами охоты в обрамлении одного из вариантов "помпейского красного". Фото автора

Что мы знаем об авторах фресок?

Археологам и искусствоведам очень мало известно о художниках, ведь они часто не подписывали свои работы, но явно были высококвалифицированными мастерами. Вероятно, они не занимали высоких ступеней местной социальной лестницы, но все же были весьма успешны в экономическом плане, поскольку им приходилось покупать собственные материалы и краски, некоторые из которых были очень дорогими.

Богатый или бедный римский домик обязательно украшали фрески, цветы, и мозаика на полу или хотя бы узор из кирпича или осколков мрамора. Фото автора
Богатый или бедный римский домик обязательно украшали фрески, цветы, и мозаика на полу или хотя бы узор из кирпича или осколков мрамора. Фото автора

В 1 веке н.э по меркам Римской империи, Помпеи были глубокой провинцией, а уровень мастерства художников и искусства здесь часто сравнивают с эпохой Возрождения.

Расплавленное стекло, Помпеи. Фото автора
Расплавленное стекло, Помпеи. Фото автора

Сатир и гермафродит, Помпеи. Фото автора
Сатир и гермафродит, Помпеи. Фото автора

Это "food warmer" - "жаровня", чан для подогревания пищи. Внутри есть небольшой отсек, который содержал угли и служил камерой сгорания с небольшим люком. Фото автора
Это "food warmer" - "жаровня", чан для подогревания пищи. Внутри есть небольшой отсек, который содержал угли и служил камерой сгорания с небольшим люком. Фото автора

Вопреки расхожему мнению, что так обозначался указатель на публичный дом, это совсем не так. Фаллос как символ обозначал плодородие, удачу, процветание, оберег от злых духов и часто встречается в декоре. Фото автора
Вопреки расхожему мнению, что так обозначался указатель на публичный дом, это совсем не так. Фаллос как символ обозначал плодородие, удачу, процветание, оберег от злых духов и часто встречается в декоре. Фото автора