Зачем нужны были фрески?
Любой помпейский домик - бедный или богатый, обязательно украшали фрески, мозаика на входе, цветы. Тогда окна в домах были очень узкие, в целях безопасности, и света внутри мало, поэтому внутреннее украшение в виде фресок, садика играли важную роль, создавали настроение, давали больше жизни, света, "простора" и облагораживали пространство.
В самих Помпеях названий улиц или домов не было, названия дали археологи по тематике фресок для современного понятного восприятия.
Художники в Помпеях были свободны в своем творчестве, а заказчики хотели ярких сюжетов, чтобы впечатлить своих гостей.
Одна из загадок помпейских фресок — их удивительная сохранность.
В чем секрет сохранности фресок?
Спустя 2000 лет, после раскопок и очищения от камней, они выглядят, как будто их закончили вчера. Одна из причин, это пепел, который не дал доступа воздуху и «законсервировал» все внутри. А вторая - секрет технологии нанесения красок, а также их состава. Фрески делали так, чтобы они прослужили максимально долго.
Секрет состава и разница между фресками в Помпеи и фресками, например, эпохи Возрождения состоит в том, что первая для создания пигментов использует неорганические материалы, главным образом минералы, а вторая экспериментирует с использованием органических материалов на уже высохшей штукатурке. Устойчивость фрески возникает на последнем этапе, называемом карбонизацией, химической реакцией между пигментом и штукатуркой, которые превращаются в новое вещество, более единое и менее подверженное разрушению.
А секрет яркости красок связан с техникой живописи. Тонкий слой известняковой штукатурки, известный как интонако, наносился на поверхность стены, а затем красился, пока она была еще влажной. Пигменты краски смешались с интонако, и после высыхания краска запечатывались в стену. Этот процесс позволял получить цвета с характерным сиянием и яркостью, которые в значительной степени выдержали испытание временем.
3 типа "помпейского красного", как их различать?
Когда в 18 веке начались раскопки и миру явились помпейские фрески, особую популярность приобрел цвет "помпейский красный". Римский университет La Sapienza, а также Итальянский институт оптики и Кембриджский университет провели много исследований на тему помпейских фресок: техники художников, состава красок, а также их реального цвета. Они выделили 3 варианта красного: действительно ярко-красный, красный нанесенный на желтые стены тонким слоем и охра, окрашенная в красный под действием газов и высоких температур при извержении Везувия. Сейчас это все выглядит как одинаково красный - красный.
Исследователи считают, что красную краску в античности часто подделывали. Она была крайне дорогой и ценной. Настоящую ярко- красную краску изготавливали на основе красного свинца, который привозили из Армении.
Сейчас даже экспертам трудно различить в Помпеях красные цвета: подлинная дорогая красная краска, дешевый вариант (когда на желтые стены наносили красную краску тонким слоем) или тот цвет, который получился в результате извержения. Но иногда последний можно идентифицировать по "волнообразным следам" (красная полоса на стене, которая постепенно переходит в желтый).
Что мы знаем об авторах фресок?
Археологам и искусствоведам очень мало известно о художниках, ведь они часто не подписывали свои работы, но явно были высококвалифицированными мастерами. Вероятно, они не занимали высоких ступеней местной социальной лестницы, но все же были весьма успешны в экономическом плане, поскольку им приходилось покупать собственные материалы и краски, некоторые из которых были очень дорогими.
В 1 веке н.э по меркам Римской империи, Помпеи были глубокой провинцией, а уровень мастерства художников и искусства здесь часто сравнивают с эпохой Возрождения.