Найти в Дзене
Sarov_walks

Саров модернистский. Точки Надёжина

Оглавление

Сейчас систематизирую весь собранный материал по советскому модернизму в Сарове. Решил на одном проекте остановиться поподробнее. Это один из моих любимых проектов, ставший очень популярным в нашем городе в 1970-е годы, и он, как мне кажется, очень хорошо иллюстрирует модернистский подход к проектированию и эстетику эпохи.

Точки Надёжина

Одни из первых многоэтажных домов, строившихся в Сарове были в некотором смысле особенные. Редко у каких типовых домов мы можем назвать имя автора, а здесь оно не просто известно, а даже закрепилось в народном названии серии. «Точки Надёжина» до сих пор выигрышно смотрятся в городской среде, выгодно отличаясь от хрущёвок интересной композицией, и утопая в зелени, соединяясь с лесным пейзажем в места, где возможна была только точечная застройка.

Саров, ул. академика Харитона
Саров, ул. академика Харитона

У нас эти дома строят в конце 1960-х - начале 1970-х годов, а проекту к этому времени уже десять лет.

СОЗДАНИЕ НОВОЙ ТИПОВОЙ СЕРИИ

В 1961 году архитектор Ленинградского проектного института Николай Николаевич Надёжин под руководством Виктора Матвеевича (Авигдер Мордухович) Фромзеля разрабатывает новый многоэтажный дом на 45 квартир. Это индивидуальный проект, заказчиком выступает один из первых в СССР жилищно-строительных кооперативов «Маяк» в Выборгском районе Ленинграда. Проект был рекомендован для повторного использования, а вскоре и вовсе пошел в серию под номером 1-528КП-40.

В одном только Ленинграде было построено 365 таких домов, серия стала популярна его окрестностях, в северных и дальневосточных областях РСФСР, в Латвии и появилась во многих закрытых городах, за застройкой которых следил в это время тот же Ленинградский проектный институт.

Проект был отмечен публикациями в престижных зарубежных изданиях L'Architecture d'aujourd'hui и The Architectural Review в 1964 и 1965 годах. Архитектурное сообщество в Ленинграде тоже было в восторге от здания «спасшего застройку новых кварталов Ленинграда от угрюмой монотонности». Критики писали о проекте так: «Многократно реализованный дом остаётся образцом достижения выразительного результата самыми скупыми средствами».

Придерживаясь принципов функционализма, архитекторы создают оригинальную архитектуру за счёт работы с композицией здания. Одна половина дома смещена на пол-этажа вниз относительно другой. В первоначальном варианте эта особенность композиции подчеркивалась цветовым решением фасада. Смещение объемов здания поддерживалось цветовым решением разделяющей их выступающей стенки. Она была выполнена из контрастного по отношению к остальному зданию красного кирпича. Простенки между окон и смещенная на пол-этажа часть заднего фасада так же выделялась другим цветом.

Точечный характер застройки этими одноподъездными сериями позволял располагать здания очень свободно, сохраняя природный ландшафт и вписывая их в естественный пейзаж. Модернистская архитектура с ее прямыми линиями и строгой геометрией всегда только выигрывала от такого соседства, образуя с лесным массивом контрастный тандем.

ТОЧКИ НАДЕЖИНА В САРОВЕ

В Сарове эти дома получили особенную отделку, первые дома строились из квадратных силикатных блоков. Здание разлиновывалось на ровные клеточки, а игра объемов без красных акцентов стала нюансной, придав домам более благородный облик. Более поздние дома этой серии строились уже из стандартного силикатного кирпича.

Особенно эффектно эти дома смотрятся на улице академика Харитона - пять башен постепенно спускаются к мосту через Сатис, утопая в зелени леса на северном краю старого района. Похожего эффекта удалось добиться на южной окраине района, на пересечении улиц Бессарабенко и Ленина. Три дома распределились по склону высокого берега Саровки.

Всего таких домов в городе 17, и если на ул. академика Харитона они сами по себе составляют ансамбль, то в остальных частях района они используются как архитектурная доминанта среди более низкой застройки.

Самый показательный пример такого градостроительного решения, это, пожалуй, девятиэтажка на краю поселка ИТР (поселок инженерно-технических работников), контрастно поставленная среди двухэтажной деревянной застройки. К слову, именно этот дом и был первым в своем роде для нашего города, став для местной детворы аттракционом - именно в него бегали покататься на первом в городе лифте.

Планировка точки Надёжина, внутри квартир нет несущих стен
Планировка точки Надёжина, внутри квартир нет несущих стен

Эти дома и сейчас остаются довольно привлекательными на рынке вторичного жилья, благодаря особенностям планировки. Хотя квартиры по нынешним меркам там небольшие, особенностью этой серии изначально была возможность свободной перепланировки. Квартиры разделены между собой несущими стенами, а внутри квартир только тонкие перегородки.

В новом районе таких домов нет, к середине 1970-х, когда начнет активно развиваться заречная часть города популярна будет другая серия домов, уже в 12 этажей, но об этом я расскажу в другой раз.

Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые статьи!

У проекта sarov_walks так же есть страницы в вк, телеграме и нельзяграме.