Найти тему

Революция в Лилипутии или Злободневная экранизация остросоциальной сатиры

Фильм (и одновременно мультфильм) “Новый Гулливер” 1935 г. Сказка, мюзикл. Экранизация знаменитого романа английского писателя Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера”, поставленная не менее знаменитым советским режиссёром Александром Птушко, который подарил нам экранизации таких сказок как “Руслан и Людмила”, “Садко”, “Илья Муромец”, “Сказка о потерянном времени”. И поскольку с книжным первоисточником я не знаком, поэтому буду оценивать экранизацию как самостоятельное произведение. А наткнулся на данную картину я совершенно случайно, когда её показывали утром в будний день по каналу “Культура”, и это творение заставило меня запомнить название, а позже найти его и таки посмотреть, ну и написать отзыв, разумеется. И вот вам моё краткое мнение – Злободневная экранизация остросоциальной сатиры. Хочу заменить сразу, что минусов в картине не обнаружено (есть проблемы со звуком, но для этого нужно саму картину срочно отреставрировать, ибо ни песни, ни речи персонажей практически не разобрать), поэтому сосредоточу ваше внимание на достоинствах. И на этом заканчиваем столь важное вступление, и переходим к сути.
Итак, вот они:
1. Сценарий – юному пионеру, и по совместительству члену организации по охране жизни и здоровья граждан на воде ОСВОД, в качестве награды за трудовые свершения, дарят любимую книгу “Путешествия Гулливера”, и во время её прочтения он засыпает, и оказывается в стране Лилипутии, которой правит король и группа его капиталистических прихлебателей. Они безраздельно властвуют, и подавляют народ, как только могут, и появление Гулливера нарушает ритм данного отлаженного механизма. Что это за пришелец? На чью сторону он встанет? Властей или народа? Что с ним вообще делать? Как он себя будет вести, когда проснётся? Все эти вопросы мелькают в головах тиранов. Но ведь наш герой — это пионер, поэтому его классовая и социальная позиция становится ясна очень быстро. И с этого момента события будут происходить стремительно. Будет народный бунт, будут заговоры, битвы на суше и море, будет сама Революция, в которой нашему герою предстоит сыграть далеко не последнюю роль. Да, сценарий революционный, и несколько не походит на остросоциальную сатиру Джонатана Свифта. Ведь в картине пионер видит сон, а не сатиру Свифта на человеческое общество (на примере английского в восемнадцатом веке), поэтому в картине много современности (например, танки времён Первой Мировой и Гражданской воин, Джаз на королевском пиру). Финал предсказуем, но ведь мы с первых появлений героя испытываем симпатии к нему, а на протяжении картины только в них укрепляемся, то и финал ждём с нетерпением. Да и тема не потеряла своей остросоциальности, даже в современной России, поэтому данная картина очень актуальна в нашем, теперешнем капиталистическом строе.
2. Куклы и Актёры – эта картина революционная не только в сценарном, но и в техническом плане, ведь она – первая на планете, где совместили кукольную анимацию и живых актёров, и это в условиях технической мощи (весьма слабой) середины тридцатых город прошлого века. Ни Европа, ни Голливуд тогда такого не могли, а вот наши, советские специалисты смогли, да и сейчас это смотрится очень даже ничего. Даже не представляю, какой титанический труд был положен на это дело. Сотни кукол, тут и пластилин, и даже глина. Хотя куклы выглядят жутко, с этим соглашусь. Сами декорации Лилипутии выглядят отлично. Причём как внешние, так и внутреннее. Между королевским замком и заводом рабочих наблюдается разительный контраст. Рабочие выглядят неброско, в них почти нет деталей, этих незаменимых людей никто не замечает, на них все плюют. А вот аристократы выглядят очень красиво (и похоже на англичан восемнадцатого века), вот только при их внешней красоте нутро у них гнилое, они ненавидят и презирают рабочих, которым вообще то обязаны своим благополучием. Поэтому куклы и их детали тоже сделаны с умом.
Особо хочу отметить Гулливера в исполнении юного актёра Владимира Константинова, который великолепно (несмотря на возраст) исполнил роль пионера, которому не чужды интересы рабочих Лилипутии. К огромному сожалению, ему не суждено было прожить долгую и счастливую жизнь и порадовать нас новыми ролями. Он героически погиб в 1944 году под Нарвой.
Песни хороши, особенно песня Гулливера. Да и поют персонажи с душой и трепетом в сердце, и это чувствуется.
Данная экранизация (вторая и мире, после короткометражки Мельеса) имела грандиозный успех как в СССР, так и за рубежом, и именно она стала отправной точкой для картин с совмещением кукольной анимации и живых актёров. Повторюсь, звук срочно нуждается в реставрации. Мосфильм! Займитесь пожалуйста! Народ требует. И покажите эту замечательную картину по первым федеральным каналам (которые большинство домохозяек и смотрят), дабы хоть краем уха знать о данном шедевре советского кинематографа.
Моя оценка 9 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!