170 лет назад, осенью 1853 года, в правительство Российской Империи поступил проект, обосновывающий необходимость продажи огромной территории, именуемой «Русская Америка». Ныне Аляска – самый большой по площади штат США.
Почему Аляска стала лишней
Хотели как лучше для страны
Впервые идею продажи огромной заморской территории озвучил видный деятель того времени, генерал-губернатор Восточной Сибири (с 1847 по 1961 годы) граф Николай Муравьев, получивший за возвращение России Амура, уступленного Китаю в 1689 году, фамилию Муравьёв-Амурский.
Николая Николаевича ни при его жизни, ни сегодня нельзя назвать иначе, кроме как «патриот своей Отчизны» и «выдающийся государственный ум». Это был самоотверженный и бескорыстный устроитель всяческого благополучия для тогдашних обитателей восточных окраин империи. И уж Муравьева-то Амурского глупо и даже оскорбительно для его памяти заподозрить в неких злоумышлениях и кознях против государства Российского. Недаром в Хабаровске с 1891 года высится помпезный и почитаемый горожанами памятник Николаю Николаевичу (он же изображен на банкноте в 5000 рублей), монументы со скульптурой Муравьева-Амурского появились в нынешнем веке во Владивостоке и Находке, Благовещенске и Чите.
Почему же Николай Николаевич настойчиво внушал высшим сановникам России помыслы поскорей избавиться от Аляски? Что за нужда такая вдруг возникла у генерал-губернатора, причем - на фоне стремительного развития инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока?
Дело в том, что в те далекие годы геополитическая и геоэкономическая ситуация на планете воспринималась в высшем российском сообществе совершенно иначе, нежели сегодня. Письмо, написанное Н.Н.Муравьевым императору Николаю I, поступило адресату в сентябре 1853 года, а уже в октябре грянула масштабная и катастрофическая для России Крымская война. В ней противниками русских выступили Турция и ее союзники, главными среди которых были Англия и Франция. И об этой войне российский истэблишмент был осведомлен задолго до ее начала.
Вот и губернатор Восточной Сибири в своем письме говорит о нецелесообразных и обременительных расходах на содержание полутора миллионов квадратных километров непригодной для жизни территории Аляски; о том, что эти деньги можно с гораздо большей пользой применить для развития Приамурья, Камчатки, Забайкалья – в том числе, для укрепления обороноспособности этих регионов. Он упоминает и о необходимости проложить в этих краях железнодорожные пути сообщения. А для всего этого требуются бюджетные средства.
Царь передает письмо Муравьева своему сыну, великому князю Константину Николаевичу, к тому моменту занимавшему пост морского министра. Сказать, что царевич был «не дурак» - значит не сказать ничего. Константин Николаевич, вне всяких сомнений, являлся величайшим государственным мужем своего времени, он стал одним из главных проводников реформ и преобразователей империи после воцарения своего брата, Александра II. К тому же Константин Николаевич слыл человеком высокой культуры и в то же время – способным на решительные действия. В общем, мямлей он уж точно не был.
Как же могли эти «светлые умы» так ошибиться с Аляской? И можно ли вообще назвать ее продажу ошибкой? А что если Аляску продали правильно?
Вот как смотрел на ситуацию в 1853 году Н.Н. Муравьев-Амурский (цитата из его письма императору Николаю I):
«С изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши. Нельзя было, однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: что весьма натурально и России если не владеть всей Восточной Азией; то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана. По обстоятельствам мы допустили вторгнуться в эту часть Азии англичанам... но дело это ещё может поправиться тесной связью нашей с Северо-Американскими Штатами».
Итак, Аляска была продана Америке назло Англии? А в обмен Россия хотела заручиться поддержкой США в захвате Японии, Кореи, части Китая, Сингапура?
Все могло сложиться иначе…
Да, именно так представляли себе свои дальнейшие геополитические действия тогдашние руководители Российской Империи. Просто… История пошла иным путем. И первой преградой на пути к господству России на всем Восточно-Азиатском побережье стала Крымская война, истощившая военно-экономические ресурсы России. К тому же в 1854-1855 годах британский флот нанес ряд ударов по российскому Дальнему Востоку, что отчасти заставило отложить войну с Японией вплоть до начала ХХ века – и это опоздание стало роковым для России.
Рассмотрение письма Муравьева-Амурского было перенесено до окончания Крымской войны, и вот в марте 1856 года, уже при Александре II, его брат Константин Николаевич вновь обращается к этой теме, делая ее актуальной. В письме к императору великий князь пишет:
«Продажа (Аляски – Авт.) была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их».
Царь чертит на письме резолюцию: «Эту мысль стоит сообразить».
И снова – непредвиденная отсрочка в деле продажи Аляски: в Соединенных Штатах грянула гражданская война между Севером и Югом. Большинство мировых держав поддерживали конфедератов (Юг) – это было связано с хлопковыми интересами (недаром в те годы эту войну именовали «Хлопковой»). И лишь Россия выступила в помощь Вашингтону (Северу).
В 1863 году по приказу великого князя Константина Николаевича к берегам Америки были отправлены две эскадры: одна в Нью-Йорк, где встала на рейде, другая - в Сан-Франциско, где высадила десант. Трудно сказать, как это повлияло на ход гражданской войны, однако, во всяком случае, военное вмешательство России обозначало ее дружественную позицию по отношению к правительству Авраама Линкольна. Итоговая победа Севера необычайно укрепила отношения двух стран.
Вот что писал за год до продажи Аляски, в январе 1866 года, выдающийся российский публицист и общественный деятель Михаил Катков:
«Из всех стран на земле наиболее популярными в России остаются Соединенные Штаты. Между русскими и американцами никогда не было ни антипатии, ни серьезного столкновения интересов, и только от России САСШ неизменно слышали слова симпатии и дружбы».
Да, в российском обществе того времени просто-напросто царили проамериканские настроения – главным образом среди либералов и реформаторов, а также – революционеров всех мастей.
Сближению стран способствовало то, что у правительств России и Штатов на тот момент был один общий враг и геополитический противник - Великобритания.
Как все начиналось
Аляска была открыта в 1732 году экипажем бота «Святой Гавриил» под руководством геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова (бот находился в составе морской экспедиции Афанасия Шестакова и Дмитрия Павлуцкого). Официальным актом Аляска, а также прилегающие территории – Алеутские и другие острова – вошла в состав Российской Империи в 1799 году.
Тогда же Павел I установил здесь экспериментальную форму правления: всем и вся в Русской Америке (так эти земли и воды именовались вплоть до их продажи) заправляла Русско-Американская компания (РАК). Здесь, на Аляске, все подчинялось интересам экономического и торгового развития. Одним из владельцев компании был граф Николай Петрович Резанов – главный герой рок-оперы Алексея Рыбникова ««Юнона» и «Авось»». Мы подробно писали об этом совсем недавно:
Резанов получил основную долю в Российско-американской компании после смерти своего тестя – основателя РАК Григория Шелихова, а затем – и его дочери Анны, первой жены Резанова.
На тот момент (рубеж XVIII – XIX веков) Русскую Америку населяли примерно 60 тысяч индейцев и эскимосов и около трех тысяч русских переселенцев. Основным источником доходов РАК была добыча лесного и морского зверя, то есть - торговля пушниной. Но вскоре Канада (читай – Великобритания) стала вытеснять Россию с этого рынка. Да и поголовье каланов (морских бобров) было истреблено.
Для Русской Америки настали далеко не лучшие времена. Кстати, граф Резанов построил здесь свои корабли «Юнона» и «Авось» именно с целью привезти на Аляску хлеб из Калифорнии. А до того Резанов на свои деньги закупил и бесплатно раздал голодающим Ново-Архангельска (столицы Русской Америки) целое судно с продовольствием.
Найденные на Аляске в первой половине XIX века месторождения золота и других ценных руд требовали существенных государственных вложений, которые Россия не могла себе позволить из-за огромного внешнего долга, образовавшегося вследствие проигранной Крымской войны.
Существовало и еще одно обстоятельство, очень существенное для русских поселенцев на Аляске: взаимоотношения с коренными жителями.
Кругосветка Крузенштерна: задачи были иными
Российские колонисты обживались вдоль тихоокеанского побережья Америки с величайшими трудностями и лишениями. К тому же отношения с местным населением не всегда складывались благополучно.
Бывали случаи доброго сотрудничества: например, жителей Алеутских островов — алеутов, кадьякцев, эскимосов — русские колонисты успешно вовлекли в свой бизнес и ассимилировали. Туземцы охотно принимали православие, выдавали своих девушек за пришельцев из России.
Однако населявшие побережье Северной Америки и ряд прибрежных островов племена тлинкитов были откровенно враждебны к «понаехавшим» русским. В 1802 году они совершили внезапное нападение на Ново-Архангельск и вырезали почти всех его жителей – лишь немногим удалось спастись на кораблях.
И в мае 1803 года сюда из Петербурга была направлена вооруженная экспедиция на кораблях «Нева» и «Надежда» под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Это легендарное плавание позже стало обозначаться как первое кругосветное путешествие русских мореходов. Однако изначально цели были вполне экономическими и даже военными, а кругосветка получилась сама собой, уже в ходе выполнения поставленных задач.
Крузенштерну удалось угрозами и посулами установить с племенами тлинкитов перемирие, многие из тлинкитов начали-таки принимать православие, а руководитель Русско-Американской компании Александр Баранов даже стал крестным отцом вождя племени.
Однако перемирие было хрупким, главным образом – из-за британских и американских торговцев, конкурентов РАК. Они откровенно подстрекали тлинкитов на воинственные выступления против русских колонистов, продавали им оружие и боеприпасы, включая даже пушки.
Мало кто знает, что окончательная точка в этой вековой войне была поставлена только 200 лет спустя, в 2004 году, когда потомки клана киксади, возглавлявшего тлинкитов в XVIII – XIX веках, инициировали официальную церемонию заключения мира с Россией. И мир был подписан с соблюдением всех ритуалов племени: у тотемного столба современных тлинкитов.
Сделка века: итоги и уроки
30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор о продаже Российской Империей ее владений в Северной Америке общей площадью 1 518 800 квадратных километров Северо-Американским Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов (чуть более четырех долларов за квадратный километр). Если пересчитать на сегодняшний день исходя из золотого эквивалента, это будет чуть меньше. чем полмиллиарда.
Спустя полгода, 6 октября 1867 года, состоялась официальная процедура передачи Аляски новым хозяевам. В Ново-Архангельске (теперь он получил название Ситка) был подписал документ о сдаче-приемке территории Русской Америки. Была проведена торжественная церемония смены флага на флагштоке перед домом правителя Аляски - руководителя Русско-Американской компании. При спуске российского флага случилась заминка: полотнище зацепилось за верхушку флагштока. Матрос, которому велели залезть на мачту и распутать флаг, выпустил его из рук и порыв ветра опустил флаг прямо на штыки русских солдат.
Всем гражданам Российской Империи, населявшим Аляску и прилегающие острова, было предложено в течение трех лет переселиться «на материк». Кто не успел – тот автоматически потерял российское подданство и стал американцем. Тогда подобная перспектива совсем не выглядела желанной даже для русских авантюристов. Но как вернуться на родину, если все транспортные связи с империей – с Петропавловском-Камчатским, Владивостоком, Охотском, Сахалином – были в одночасье прерваны? Плыть через Сан-Франциско, потом поездом – через всю материковую Америку, затем – на корабле из Нью-Йорка в Европу, там – поездом в Россию? На такой подвиг далеко не у всех хватало денег и силы духа.
Так многие выходцы из нашей страны стали сегодняшними обитателями штата Аляска.
Но это все, как говорится, лирика. А что с финансовой точки зрения? По тогдашнему курсу Россия стала богаче примерно на 10 миллионов рублей. Много это или мало?
Годовой бюджет Российской Империи в то время составлял около 500 миллионов рублей, да еще внешний долг был размером в полтора миллиарда рублей. В общем, деньги, полученные за Аляску – не что иное, как капля в море… Наглядной иллюстрацией смехотворности суммы стал тот факт, что строительство здания городского суда в Нью-Йорке обошлось правительству Штатов дороже, нежели вся Аляска.
Россия продавала необжитые земли по цене 4,74 цента. за гектар — это в полтора раза ниже цены, за которую за 50 лет до этого, в условиях войны и британской конфискации французских колоний, Франция продала гораздо большую (2 100 000 км2) и полностью освоенную территорию Луизианы. США первоначально предложили 10 млн. долл. только за порт Новый Орлеан в более «ценном» долларе начала XIX века. Правда, землю Луизианы пришлось выкупать у ее законных владельцев — коренных американских племен.
С другой стороны, американская пресса тех лет в хвост и в гриву критиковала руководство своей страны за «убыточную, бесперспективную сделку». Глупцы, не видящие дальше своего носа? Вроде бы, да. Однако… Даже спустя полтора века приобретение Аляски себя не окупило – имеется в виду, с точки зрения бюджета США. Этот штат по сей день остается сугубо дотационным, Америка тратит колоссальные бюджетные деньги для создания здесь более-менее комфортных условий проживания, строительства дорог и социально-культурных объектов, инфраструктуры и служб жизнеобеспечения.
А как же знаменитая золотая лихорадка? Разве не получила Америка исполинских доходов от добычи желтого металла? Ведь его извлекли из недр и со дна рек и озер аж целую тысячу тонн! Однако дело в том, что на золотой лихорадке обогащались частные лица и частные компании, а государство получало прибыль разве что в виде продажи лицензий на добычу.
И лишь открытие в 1968 году нефтегазового месторождения в Прадхо-Бей создало перспективы рентабельности освоения полуострова. Сложности, связанные с глубинным залеганием углеводородов, надолго задержали освоение Прадхо-Бей. Ныне здесь добывают порядка 13 миллионов тонн нефти в год, она перекачивается по специально построенному Трансаляскинскому нефтепроводу.
Так для США впервые замаячила надежда «окупить» пресловутые 7,2 миллиона долларов, потраченные в 1867 году на покупку Аляски.
Отдавай-ка, родимую, взад?
Ещё со времен СССР популярна легенда о том, что Аляска в действительности была не продана, а сдана в аренду на 99 лет, но СССР, отказавшись от царских лолгов, отказался и от прретензий на возвврат североамериканских территорий. Однако реальной под этой версией нет никакой, поскольку договор 1867 года об уступке Аляски Соединённым Штатам составлен, как говорят юристы, "в окончательной форме" и не предусматривает возврата уступленных территорий и имущества ни при каких условиях и обстоятельствах.
Так же часто приходится слышать, будто Россия не получила причитавшегося ей золота, которое якобы утонуло вместе с перевозившим его барком «Оркни» во время шторма. Но и у этой версии есьть железный контраргумент. В государственном историческом архиве РФ хранится документ, написанный неизвестным служащим Министерства финансов во второй половине 1868 года, гласящий, что
«За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 [коп.]. Из числа 11 362 481 р. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 р. 90 к. поступили наличными деньгами».
Что же касается «Оркни», то он значится в справочниках Ллойда в 1870—1871 годах. Целёхонький.
Александр АННИН
Фото: wikipedia.org
© "Белорус и Я", 2023
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!