О чем вы думаете, когда слышите слово брутализм? Вполне вероятно, перед вашим мысленным взором предстает огромный, накаченный мужчина с лысой головой и длинной бородой, одетый не как "гламурный дровосек", а во что придется. На его лице застыло жесткое, непреклонное выражение. А татуировки, исключительно однотонные, которые проглядывают из подвернутых рукавов рубахи, пугают ассоциациями. Может, есть и какие-то другие образы, которые вертятся в голове. Но едва ли многие, думая о брутализме, представляют интерьер квартиры. Между тем, такое направление существует. И его нельзя назвать совсем не популярным, особенно в наши дни, когда простота, естественность и функциональность так высоко ценятся.
Именно эти три характеристики брутализма являются основными, что неудивительно, учитывая эпоху, когда он появился. Это случилось в послевоенные, очень тяжелые для всего мира годы. Известный французский архитектор Ле Корбюзье стал первым, кто начал воплощать на практике идеи будущего брутализма, хотя самого понятия тогда не существовало. Инициативу у него подхватили англичане. Одна пара из Великобритании взялась не только строить в стиле брутализма, но и описывать его. Элисону и Питеру Смитсонам принадлежит идея названия, которое в последствии укоренилось.
Брутализм отвергает любые украшательства. Он противопоставляется всему вычурному, буржуазному, что было в моде прежде. Этот стиль подразумевает строгую функциональность и большие просторы, основательные и качественные материалы, которые используются максимально необработанными и произвольно сочетаются между собой, утрированную простоту и "честность" во всем.
Для отделки стен и потолков чаще всего используют бетон, причем его не прячут под краской или обоями. Ничего не маскируется, все абсолютно честно. Единственное, что можно себе позволить, это нанести прозрачный лак на поверхности. Но одного бетона мало. Его надо сочетать с другими материалами, например, с деревом. Получается контрастность используемых фактур. Подойдут также металлические панели, торчащие посреди массива стекла и дерева, рядом запросто может находиться камень. Все натуральное и все соседствует с другом. В этой несочетаемость и проявляется неотразимость и неповторимость брутализма.
Цветовые решения максимально естественные. Обычно советуют брать натуральные светлые краски, ограничиваться одним, максимум двумя цветами и небольшим количеством оттенков. В редких случаях дизайнеры отходят от канонов и создают контраст. Они делают одну стену довольно яркой, но все еще в натуральной гамме. Она начинает приковывать к себе внимание.
Мебель покупается исключительно та, что необходима. Она небольшая, лаконичная по дизайну, с большим количеством прямых линий и углов, без намека на украшательства. Ставят ее обычно вдоль стен, чтобы меньше бросалась в глаза. И этого не трудно добиться. Ее цвета должны вписываться в общую палитру, быть не размытыми и не яркими. Диваны и кресла буквально сливаются с интерьером, растворяются в нем. Особое внимание следует обратить на необычные предметы, в которых сочетаются противоположные по своей сути материалы. Стол на бетонном основании со стеклянной столешницей, металлический шкаф с деревянными дверцами впишутся в антураж как нельзя лучше.
Основное освещение естественное. Солнечный свет проникает в комнату, отражается от бетонных стен и создает неординарную игру бликов и теней. В вечернее время приходится использовать светильники. Их вешают на цепи или провода. Плафоны выбирают геометрических форм, очень простые. Часто можно увидеть круглые светильники, напоминающие тарелки. Здесь также уместно сочетание разных материалов. И чем оно более нетривиальное, тем правильнее.
Картины, семейные фото, вазочки, статуэтки - все это лишнее. Никакого декора не подразумевается, если, конечно, не считать украшением гофру от вытяжки и тянущиеся вдоль стен и под потолком трубы. Единственное, что может себе позволить владелец квартиры, оформленной в стиле брутализм, это книги. Но и они должны соответствовать. Любовные романы с яркими обложками едва ли будут выглядеть гармонично.
Брутализм был популярен в Европе и СССР в пятидесятые - восьмидесятые годы прошлого века. Сейчас вновь наблюдается повышение интереса к этому подчеркнуто "честному" стилю. Он для людей, которые любят основательность и не желают казаться теми, кем не являются.