По данным агентства CSS Insight, отгрузки восстановленных и бэушных устройств выросли на 14% за квартал и оцениваются в 13,3 миллиарда долларов. Чем вызван тренд и как обстоит ситуация на рынке?
Какие смартфоны покупают?
На вторичном рынке традиционно доминируют iPhone и Samsung. На эти модели приходится до 90-95% сегмента подержанных гаджетов. Сколько же составляет экономия в сравнении с аппаратами из ритейла? По информации аналитиков, восстановленный Galaxy S23 в среднем стоит на 8,4% дешевле нового аналога. В случае с iPhone 12 разница существеннее — 18,2%.
Хотя потребители нередко отмечают экологичность как один из факторов выбора пересобранных устройств, в действительности на это редко обращают внимание. Главной мотивацией остаётся экономия средств, даже если она небольшая. Средний срок эксплуатации смартфонов также растёт, покупатели не видят смысла в больших затратах на новую модель.
Как это сказывается на продажах новинок?
В основном производители наблюдают неутешительную тенденцию. Это видно из отчётов о мировых поставках смартфонов, снижающихся каждый квартал. Вдобавок регуляторы продвигают инициативы по улучшению ремонтопригодности техники. Например, закон о переходе на съёмные аккумуляторы, принятый в ЕС — утилизация батарей считается главной задачей в контексте защиты окружающей среды. Ведь остальные запчасти рассчитаны на куда больший срок службы.
Интересен и тот нюанс, что вторичный сектор в основном занимают именно подержанные, а не восстановленные телефоны. Предпродажной подготовкой зачастую занимаются неофициальные сервисные центры. Стоимость ремонта растёт, а вместе с ней и дефицит фирменных деталей.
Обычно смартфон собирают из пары-тройки сломанных. Впрочем, у компаний, профессионально пересобирающих сданные по trade-in модели, процесс поставлен иначе. Здесь всё зависит от количества аппаратов, близких к идеальному состоянию. Если их не хватает, процедура может стать убыточной.
Отмечается, что весь рынок восстановленных смартфонов во многом зависит от США: именно американские потребители сдают больше всего устройств. Впоследствии их экспортируют в страны ЕС. Тогда как сами европейцы предпочитают ремонтировать телефоны самостоятельно и пользоваться ими как можно дольше. Этому способствует местное законодательство, поддерживающее «право на ремонт».