Вот как сам автор рассказывает о своем первом романе:
«Действие романа „Смерть и фокусник“ происходит в Лондоне 30-х годов прошлого столетия. Главным героем стал бывший фокусник мюзик-холла, которому противостоит „человек-невидимка“. Это тайна запертой комнаты в духе моего любимого писателя Джона Диксона Карра. Я приложил максимум усилий, чтобы в моем романе было все, что мне нравится в творчестве Д. Д. Карра. В этом отношение — это труд любви. Кроме того, это абсолютная честная игра с читателем и если читатели будут достаточно внимательны, то сумеют решить головоломку. Я даже вставил „вызов читателю“ в стиле Эллери Квина. Мой основной персонаж Джозеф Спектор — фокусник обожающий все сверхъестественное и оккультное. Его специализация — найти рациональное объяснение, казалось бы, невозможному. Последнее приключение Спектора в рассказе „The Footless Phantom“, опубликованном в марте/апреле в журнале EQMM».
Интервью опубликовано на Форуме любителей детективов в теме автора.
В книге «Смерть и фокусник» целых три невозможных преступления: убийство в запертой комнате, дверь которой находилась под наблюдением, а под окном отсутствуют следы; кража картины на глазах многочисленных свидетелей; убийство в лифте, находящемся под наблюдением.
— Что ж, — пробормотал Спектор. — Это меняет дело.
— Уж конечно, — ответил Флинт. — До этого я просто ничего не понимал, а теперь полностью ошарашен.
Итак, Том Мид специализируется на невозможных преступлениях, продолжает традиции Карра и других авторов «невозможной» тематики. Поэтому сравнений с мэтрами прошлых лет неизбежны. И, забегая вперед, скажу, что мэтрам Мид уступил в этот раз, но любовь к жанру несомненно чувствуется и потенциал явно есть. Поэтому от автора я жду новых произведений. На английском, кстати, вышел уже второй его роман «The Murder Wheel» («Колесо убийств»), ждем перевод на русский, название интригующее.
В своем первом романе Мид не придумал ничего принципиально нового, но решение запертой комнаты все равно выглядит симпатично, поскольку автор умело скомбинировал несколько идей, из-за чего загадка и решение выглядят изящно. Но в остальном Мид явно недоработал. Чтобы написать целый роман только вокруг запертой комнаты, нужно большое мастерство, ведь помимо хорошего трюка нужно придуматься все остальное (историю убийцы, мотив, алиби, подсказки и улики, обоснование последующих убийств, объяснение кражи) и нужно связать это все воедино в приличный сюжет с загадкой, расследованием и финальным объяснением.
Перед убийством произошла кража дорогой картины из дома, полного гостей, т. е. в разгар вечеринки. Честно говоря, мне представляется сомнительным, что эту кражу стоит причислять к невозможным, поскольку объясняется она довольно банально и просто. Напрасно автор завесил такой туман над этой кражей. Но проблема даже не в этом, а в том, что кража слабо связана с главной интригой. Этакий авторский отвлекающий маневр. И в целом, это не так страшно, Кристи нередко так делала: когда все загадочные обстоятельства дела складываются не в одну картину, а в две-три, т. е. в конце мы узнаем не только историю убийцы, но историю неверного мужа или нечестного на руку слуги и т. д. Что-то подобное изобразил и Мид с кражей картины, но смотрится это довольно искусственно.
Еще хуже дела обстоят со вторым убийством в лифте. Необходимость самого убийства притянута даже по книжным меркам. Необходимость именно трюка с лифтом вообще никак не обоснована, кроме как желанием автора посоревноваться на поле Карра. Но и это пол беды. Самое плохое, что решение невозможного убийства в лифте не удовлетворительно абсолютно, ни по каким меркам, ни по меркам реальной жизни, ни по книжным меркам. Это просто невозможное «невозможное преступление».
Миду все-таки не удалось передать хоть сколько нибудь близкую к карровской атмосферу невозможности. Я бы сказал, что роман не доделан, не допилен, не отшлифован. По всем внешним признакам он соответствует заявленному жанру, но содержательно здорово проигрывает своим вдохновителям. Яркая запертая комната могла бы вытянуть, но она выглядит средне именно на фоне всего остального, что создано в жанре, хотя в отрыве от «исторического» контекста запертая комната вполне симпатичная, логичная и работающая. Но автору не хватило чисто литературного таланта, потому что та Англия совсем не ощущается, персонажи — функции, диалоги сугубо информационные, повествование довольно простое (не сухое, протокольное, но все равно довольно безэмоциональное).
Короче, второго Альтера мы не получили. У Мида явно все хорошо с фантазией, с придумыванием трюков, и сюжет в общем-то интересный (убийство психиатра, под подозрением — его пациенты). Просто рассказать ярко эту историю ему не удалось. Но все равно читать мне было интересно до последних страниц (подталкивала жажда узнать решение), до тех пор, пока это решение не уместилось буквально на двух страницах. Финал как будто немного опустил на землю. При этом не поворачивается назвать книгу классическим «первым блином», но я уверен автор мог бы сделать лучше и скорее всего сделает. Поэтому дальше читать автора буду. И вообще, Том Мид — наш человек, потому что любит и продолжает любимые традиции.