Найти тему
YASTREB CASTOM

Все о минимальном апгрейде велосипеда «на пальцах» - Часть 1.

Всем привет. Данная тема будет особенно интересна владельцам велосипедов, уровень запчастей которых является минимальным, а значит чаще всего доставляет неудобства, быстро выходя из строя. Речь в статье пойдет именно о минимальных возможностях апгрейда, с пояснениями того зачем это нужно и какие преимущества вы приобретете. Поскольку подавляющее большинство многоскоростных велосипедов является неким конструктором, где запросто можно заменить одни узлы на другие, тема апгрейда будет актуальна в любое время. Я постарался написать эту статью максимально простым языком, сильно не углубляясь в специфические термины и информацию, так как тогда пришлось бы писать большую книгу. Для начала, с помощью схемы, быстро пробежимся по основным терминам и узлам велосипеда, чтобы знать, что и как называется.

-2

Чем апгрейд велосипеда отличается от ремонта? С ремонтом все просто, вы привозите свой велосипед в мастерскую с целью заменить сломанный узел на новый, либо выяснить проблему с помощью диагностики проведенной мастером. В большинстве случаев обычного ремонта, замена будет равноценной, а иногда и наоборот, когда есть желание сэкономить. То есть другими словами вы потратите свои деньги на точно такую же запчасть, с таким же средним ресурсом работы, до тех пор, пока и она не выйдет из строя. В большинстве случаев таких поломок, мастер не будет предлагать вам что-то более надежное, исходя в первую очередь из стоимости вашего велосипеда. Логика тут простая, если владелец предпочитает бюджетную модель, значит его потребности не распространяются ни на какие улучшения, кроме вынужденных трат на устранение поломок. Поэтому, если для вас велосипед является всего лишь транспортом, на содержание которого вам приходится тратить минимальные средства, не тратьте свое время на чтение. Статья посвящена новичкам, которые уже имеют опыт продолжительных поездок, и задумываются над тем, каким образом улучшить свой велосипед, езда на котором перешла в разряд приятных хобби.

Апгрейдом велосипеда - является желание улучшить те или иные узлы, путем их замены, с целью предупреждения будущих поломок, и тем самым увеличения общего ресурса велосипедных узлов. Следовательно, в данном случае апгрейд является осознанной необходимостью, с конкретно поставленными задачами, не требующими спешки или аврального ремонта. Будет проще если, планируя апгрейд, вы проконсультируетесь с опытным мастером, так как далеко не каждый продавец в вело-магазине разбирается в подобных тонкостях. Также хотелось бы отметить, что наилучшим периодом для апгрейда служит зимний период. В это время можно не спеша, заказать все необходимые железки, собрать колеса с нуля и т.д., чтобы перед сезоном собрать обновленный байк.

Теперь мы поговорим отдельно о каждом узле вашего велосипеда, рассмотрев все основные «за» и «против» необходимого апгрейда. При этом я должен уточнить, что мы не будем рассматривать замену узлов в средней и более высокой ценовой категории, так как причины и условия данного апгрейда уже стоят за пределами минимальных улучшений, и имеют совершенно иные причины и бюджет. Также, я хотел бы подчеркнуть и тот факт, что данная статья является рекомендательной, и прописана в качестве ознакомительной для тех, кто желает улучшить надежность своего велосипеда, но не знает, как это сделать, для чего, и с чего следует начать. Кроме того, мы не будем рассматривать вопрос о замене самой рамы, исходя из того факта, что мы работает уже с тем велосипедом, который имеется в наличии.

Апгрейд тормозной системы:

Одним из жизненно важных узлов велосипеда является – тормозная система, так как именно от того насколько исправна и эффективная система торможения велосипеда, зависит не только ваша безопасность, но и жизнь.

Ободные тормоза:

-3

Начнем с самых простых основ, а именно с ободных тормозов. В настоящее время ободные тормоза, являются наиболее простым решением в велосипедной индустрии. Однако хорошо настроенные тормоза, находящиеся в должном техническом состоянии, могут тормозить не хуже дисковых. Поэтому если у вас есть ободные тормоза, но качество их работы вас не удовлетворяет, следует сделать следующее:

- очистить и обезжирить обода в тех местах где колодки соприкасаются с самим ободом;

- выправить восьмерки на ободах, для более тонкой настройки тормозов а следовательно и полноценного прижатия колодок по всей площади;

- заменить старые колодки на новые. Тут желательно не особо экономить на качестве колодок, так как эффективность торможения у брендовых колодок будет выше чем у дешевых;

- замена старых тросиков и рубашек при необходимости.

В крайнем случае, если пружины ободных тормозов уже не работают как надо, и выставлены на пределе своих возможностей, проще заменить их на новые. Тем более что цена на этот вид тормозов, в виду низкой популярности заметно ниже.

Все эти меры, позволят вашим тормозам выполнять свою работу более качественно. Что же до вопроса принципиальной смены ободных тормозов на дисковые, то данный апгрейд не всегда является оптимальным в силу высокой стоимости самого решения. Во-первых, вам придется заменить ваши родные колеса на колеса, втулки которых, имеют крепления для тормозных дисков (ротор). Во-вторых, вам придется приобрести сами тормозные машинки (калиперы), тормозные диски (ротора), тросики и рубашки (так как старые имеют другую длину, которая короче, чем необходимо для установки дисковой механики).

Ну и наконец главный аргумент:

Большинство старых рам с ободными тормозами, не имеет креплений для установки машинок дисковых тормозов (калиперов), а это значит, что дополнительно придется приобретать специальный универсальный адаптер. Примеры установки такого адаптера на фото.

-4
-5
-6

С передним колесом, замена одного типа тормозов на другой гораздо проще, так как у большинства вилок имеется крепление под дисковый тормоз. Если такое крепление отсутствует, то придется заменить и вилку.

Но еще раз повторю, что такая замена обойдется вам слишком дорого. Проще проделать апгрейд текущей тормозной системы, либо заменить велосипед на более современную модель. Также можно заменить раму.

Основным минусом ободных тормозов, является зависимость от чистоты колесных ободов, и их ровной геометрии.

-7

Апгрейд дисковой механики:

-8

На большинстве бюджетных велосипедов с дисковыми механическими тормозами, установлены самые дешевые тормозные машинки (калиперы) и тормозные диски (ротора), которые несмотря на разнообразие названий, выглядят максимально одинаково и имеют очень низкий уровень качества торможения. В добавок, там установлен свой тип колодок, который сложно найти в магазинах, не говоря уже о специфической установке данных колодок в калипере. А если учесть среднюю стоимость такой машинки, которая продается уже с новыми колодками (от 400 до 600 рублей за шт), проще заменить калипер, целиком. Примеры таких тормозов, вы можете посмотреть на следующем фото.

-9
-10

Основным недостатком таких тормозных машинок (калиперов) является хлипкость самой конструкции (очень часто, толкающий рычаг поршня залипает при чрезмерном усилии и не возвращается обратно), невысокий ресурс работы и крайне низкая эффективность торможения. У меня в практике были случаи, когда замена колодок и точная настройка таких машинок, просто не помогала.

Лучшим апгрейдом в данной ситуации, является замена китайского хлама на калиперы проверенных брендов, таких как ALHONGA, BENGAL, TEKTRO, PROMAX, AVID, SHIMANO и т.д.

-11
-12

Также следует заменить и тормозные диски (ротора), так как большинство таких роторов являются обычной штамповкой, с высокой степенью износа, низкой эффективностью торможения и высоким уровнем деформации (искривление), что только ухудшает тонкую настройку самих тормозов.

-13

Для повышения мощности торможения, можно заменить штатные ротора диаметром 160 мм на диаметр 180 мм. Правда при этом вам дополнительно понадобятся тормозные адаптеры под больший диаметр роторов.

-14
-15

Если у вас уже установлены хорошие брендовые тормозные машинки, но качество торможения вас не удовлетворяет, стоит заменить колодки, соответствующие вашему типу роторов, тросики и сами ротора.

Основным преимуществом механических дисковых тормозов, является их независимость от погодных условий (учитывая высоту расположения машинок и роторов), вода в лужах до них практически не достает), от температурных перепадов, простота настройки, замены тросиков и колодок.

Основным недостатком механики является то что модуляция таких тормозов (это способность тормоза реагировать на силу нажатия), зависит исключительно от ваших усилий, в отличии от гидравлических тормозов, где сила нажатия не так важна.

Апгрейд дисковых гидравлических тормозов:

-16
-17

Поскольку в последнее время, дисковые гидравлические тормоза, больше не являются роскошью, и массово устанавливаются даже на самые бюджетные модели велосипедов, возникает целый ряд проблем, связанных именно с таким типом тормозов.

Все дело в том, что большая часть бюджетных тормозов, является Китайскими аналогами брендовых моделей, с гораздо более низким качеством работы и в разы меньшим ресурсом. Такие тормоза могут потечь уже в первый месяц после покупки велосипеда, просто из-за большого уровня брака и низкого качества комплектующих. Нужно правильно понимать, что в вело-индустрии имеется прямая зависимость между итоговой ценой готового велосипеда, и качеством самих комплектующих. Если вы купили новый велосипед по низкой цене, то не спешите радоваться. Скорей всего этот велосипед собрали из запчастей самого низкого качества.

Тоже самое относится и к гидравлическим тормозам. Причем нередко, эти тормоза нельзя нормально прокачать, так как в продаже практически нет расходных компонентов, таких как сальники, уплотнительные резинки, мембраны и прочее. В случае если у вас установлена бюджетная гидравлика, которая не обеспечивает нормального торможения, сделайте «Даунгрейд», и замените её на хорошую брендовую механику. Если у вас есть желание апгрейда, то на данный момент существует две марки проверенных тормозных систем гидравлического типа, таких как TEKTRO HD-M275 и SHIMANO MT-200. Оба типа тормозов, устанавливаются на большинство велосипедов начального уровня от мировых брендов, и как правило обладают высоким уровнем надежности и качества для своей ценовой категории.

-18

В случае если у вас уже установлена приличная гидравлика, ручки которой не проваливаются и уверенно держат колодки на сжатии, стоит заменить колодки и ротора, на новые, соответствующие по бюджету вашем уровню.

Основным преимуществом гидравлических тормозов, помимо тех что имеются у механических, является минимальное усилие при торможении и более высокий уровень схватываемости колодок, поскольку тормозная жидкость имеет минимальный коэффициент сжатия, и передает силовой импульс от толкающего поршня в ручке к поршням калипера, без потери мощности. При этом если у механических тормозов, лишь один поршень прижимает колодку к ротору, в большей части гидравлики, оба поршня одновременно прижимают тормозной диск с двух сторон, что делает их более эффективными.

Недостатками гидравлики является зависимость от температуры окружающей среды (при высоких температурах и частом торможении, тормозная жидкость может закипеть, при низкой температуре, эффективность торможения снижается. Также при хранении велосипеда при низких температурах, нередки случаи протечек тормозов из-за сужения и расширения уплотнительных резинок и прочего), от влаги (к примеру ДОТ постепенно накапливает влагу, а минеральное масло хотя и не накапливает влагу, но она может накапливаться в отдельных узлах калиперов и тормозных ручек, что в целом снижает эффективность торможения), и необходимости периодической прокачки. Починить самостоятельно гидравлические тормоза в отличии от более простой и надежной механики, вы вряд ли сможете. А это значит, что вы будете терять время ожидая в очереди на решение проблемы, а также деньги.

Гидравлические тормоза более высокого уровня, отличаются от бюджетных тормозов начального уровня не только ценой, но и более надежным конструктивом, рассчитанным на более высокие нагрузки и более частое использование. Ставить ли такой тип тормозов на вашу бюджетную модель или нет, это вопрос личного выбора. В общем уровне эффективности и надежности вы конечно выиграете, но стоят ли этого подобные затраты или нет, решать только вам.

Апгрейд колес:

-19

Колеса — это любимая категория экономии для любого производителя велосипедов. И если в случае с известными во всем мире брендами, есть хотя бы минимальная категория качества по комплектации нормальными ободами, спицами и втулками (при обычной езде, процент появления восьмерок на ободах минимальный, либо наличия люфта во втулках, либо наличие перетянутых конусов) то в случае с производителями бюджетных великов, особых чудес ждать не стоит.

Добавим ко всему этому и энтузиазм самих владельцев велосипедов, многие из которых ошибочно полагая что раз велосипед горный и имеет в своем арсенале амортизационную вилку, то на нём можно без проблем совершать небольшие прыжки и т.д. Обычно такое катание приводит сразу к ряду проблем, так как стоимость велосипедов, предназначенных для прыжков, иногда в разы выше обычных кросс-кантрийных моделей. Отсюда получаем стандартные колесные проблемы, такие как «восьмерки» (осевое биение обода), «яйца» (радиальное биение обода), люфт во втулках, разбитые конуса и чашки, лопнувшие спицы и прочую «радость».

Начнем с самих втулок - передних (у большинства из них ширина 100 мм) и задних (обычные втулки имеют ширину 135 мм). По типу тормозов, втулки делятся на те что имеют наличие креплений под тормозной диск, либо без него.

Крепления эти бывают как под 6 болтов, так и под Centеr lock (см.фото)

-20

Правда есть еще один коварный стандарт крепления, который встречается исключительно на дешевых китайских колесах. Это крепление в виде круглого адаптера на резьбе, накручивается на левую сторону втулки как трещотка. Проблема в том, что размеры крепления самих болтов отличаются от стандартных 44 мм, поэтому в случае замены ротора, придется покупать только под 48 мм, причем такой же дешевый и некачественный, который был установлен до этого.

-21

По типу осей, втулки делятся на оси под гайку, эксцентрик (он же быстросъём) и сквозная ось (на задних перьях велосипеда (дропаутах) должно быть специальное крепление для сквозной оси, которая закручивается с помощью 6-гранника).

По типу крепления задних звезд, втулки делятся на кассетные и трещоточные.

-22

Трещоточные являются самыми бюджетными, и наименее надежными. В данном случае трещоткой называется блок необслуживаемых и неразборных звезд (чаще всего на 6-7 скоростей, редко на 8 или 9), который накручивается на корпус задней втулки и имеет встроенный механизм лапок и зацепов. А поскольку данный блок накручивается с правой стороны втулки, на размер равный ширине самого блока звезд, ось втулки не имеет опоры, тем самым не обеспечивается правильное сбалансированное распределение нагрузки самой оси, что со временем приводит к искривлению, вплоть до необходимости замены.

-23

Втулка со встроенным барабаном, на который одевается кассета (большинство барабанов совместимы с кассетами широкого диапазона скоростей от 7 до 11 ск), имеет более равномерное распределение нагрузки на ось, и является более надежной (ресурс барабана выше чем внутренний механизм трещотки, в первую очередь из-за физических размеров, так как у трещотки этот механизм физически меньше и менее надежен).

-24

Если на вашем байке установлена именно трещотка, а вы привыкли катать на длительные расстояния, то стоит подумать о замене втулки на втулку с барабаном под кассету.

Также втулки делятся между собой по типу используемых подшипников. В большинстве бюджетных втулок используются насыпные подшипники, требующие регулярного обслуживания (чистка + смазка). Другим типом используемых подшипников являются подшипники промышленного типа. Втулки на таких подшипниках, обладают большим ресурсом и требуют более редкого обслуживания. Но, если вы имеете дело с бюджетными втулками на промах, то лучше иметь втулки с насыпными подшипниками, так как бюджетные пром.подшипники, выходят из строя чаще. При этом замена промышленных подшипников в отличии от обслуживания насыпных, гораздо сложней и дороже. Вывод простой – если хотите повысить надежность втулок, замените их на втулки с промышленными подшипниками, общее количество которых будет от трёх и выше. В остальных случаях стоит оставить втулки на насыпных подшипниках.

На этом я заканчиваю первую часть статьи.

Всем хороших дорог!

Влад

YASTREB CASTOM

P.S. Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw

или его дубль на Дзене -
https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ -
https://rutube.ru/channel/25532775/

#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom