После распада Советского Союза в стране началась формироваться новая сфера услуг – реклама. Открытие рынков и появление первых коммерческих предприятий способствовало этому. Однако под стать самому государству развитие этой сферы проходило методом проб и ошибок.
Самые первые рекламные компании в то время были ограничены средствами и возможностями. Основным каналом их распространения были печатные СМИ. Постепенно стали появляться рекламные ролики на телевидении. Они были просты и содержали скучный рассказ о товаре или услуге.
Прошло буквально пару лет и в условиях свободы 90-х видеореклама стала совершенно другой. Она не просто сообщала о продуктах, а впервые стала отражать суть маркетинга, то есть:
- ориентировала на достоинства продукта
- была нацелена на внимание конкретной целевой аудитории
- говорила на одном языке с потребителем
Главным признаком рекламы того времени стало отсутствие любых границ. Это приводило к формату видео, которое сегодня назвали бы эпатажным. В рекламном ролике могли высмеять буквально всей, от силовых структур до брендов конкурентов. Даже с обсценной лексикой порой заигрывали. Смелость на грани грубости была в порядке вещей.
Стихийность развития и отсутствие любых ограничений привели к созданию видеорекламы, слоганы которой запоминались навсегда.
Приведем самые популярные, которые помним до сих пор:
- «Ты где был? – Пиво пил!»
- «Свежее дыхание облегчает понимание»
- «И Серёжа тоже!»
- «Бабушка, я опять летал во сне»
- «Я не халявщик, я партнер»
- «Просто добавь воды»
- «До первой звезды»
- «Шок – это по-нашему»
- «Пепси, пейджер, MTV»
Эти фразы говорят о том времени больше, чем некоторые исторические источники.
Слоганы и реклама 90-х делилась на два сегмента
Первый – видео по кальке иностранного коммерческого видеорынка. В ней использовались яркие штампы и образы западной жизни и музыки. Часто ролики были ориентированы только на молодежь, причем без оглядки на мораль.
Второй – игра на поле отечественных реалий и новой российской действительности.
Такой формат представляли дешево снятые рекламные сериалы, которые так полюбились нашей публике в 90-е. Самыми яркими из них были ролики про МММ и Леню Голубкова. Последний стал настоящим народным героем, который отражал чаяния и чувства живших в то время россиян.
Поэтому такие сборники полухудожественных короткометражек были востребованы в рекламе той эпохи. Пример: рекламный альманах для банка «Империал» и социальные ролики «Русский проект».
Когда пришел конец стихийной рекламе
В 1995 году в России приняли закон «О рекламе» и он стал регулировать ее деятельность. Через год в стране запретили рекламу алкогольных напитков по телевидению. До этого ролики разных брендов пива и водки, в основном юмористические, показывали постоянно.
К началу 2000-х эпоха рекламных роликов 90-х с присущим им юмором и яркими слоганами ушли в прошлое. Для рекламы началось новое время. Она больше не запоминается, а только раздражает.
Напишите, какие рекламные ролики 90-х годов вы помните