Найти тему

Некрополь 18 века. Продолжение рассказа о выдающихся россиянах похороненных на Лазаревском кладбище в Санкт – Петербурге

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас на продолжение виртуальной экскурсии по «Некрополю XVIII века», находящемуся на территории Александра – Невской лавры.

Богданович Лука Федорович (1779-1865)

-2

Видный русский флотоводец, адмирал Русского Императорского флота.

Происходил из белорусского шляхетского рода. В 1797 году окончил Морской кадетский корпус и был произведен в чин мичмана. Участник многих морских сражений и походов. В 1813 году отличился при осаде Данцига, за что награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. В 1827 году во время Наваринского сражения командовал кораблем «Александр Невский». В результате умелых действий капитана Богдановича и экипажа вверенного ему корабля был захвачен неприятельский фрегат. Согласно рапорта командующего русской эскадрой контр-адмирала графа Л. П. фон Гейдена на Высочайшее имя

Капитаны Лазарев, Авинов, Свинкин, Богданович и Хрущев дрались как львы, подавая пример и увлекая за собой других офицеров и нижних чинов.

За доблесть проявленную в Нарвинском сражении капитан Богданович был награжден российским орденом Святой Анны 2-й степени, а также наградами союзных государств: орден Бани (Британия), орден Святого Людовика (Франция) и орден Спасителя командорского креста (Греция).

Доставленный им в Санкт – Петербург флаг с турецкого фрегата был передан на хранение в Морской кадетский корпус. В дальнейшем командовал кораблями и флотскими соединениями.
С 1834 г. — командир Кронштадтского порта. 6 декабря 1854 года произведен в чин адмирала. С 1855 года член Адмиралтейств-совета.

Скончался адмирал Богданович в июне 1865 года.

Памятник представляет собой постамент черного гранита с декоративными элементами, на который установлен крест из серого гранита. Захоронение обнесено декоративной чугунной решеткой из корабельных цепей и якорей.

-3

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

-4

Видный художник – портретист конца 18 начала 19 веков. Уроженец Миргорода, выходец из семьи потомственных иконописцев. Первым его учителем в живописи стал отец.
С 1774 по 1780 годы служил в Миргородском казачьем полку. Уволившись в звании поручика, полностью посвятил себя живописи. Работал главным образом, как иконописец, но во второй половине 80-х годов 18 века благодаря знакомству с известным поэтом и общественным деятелем В. В. Капнистом получил выгодный заказ на внутреннюю роспись интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для Императрицы Екатерины Великой. Государыня по достоинству оценила работу живописца и повелела ему отправляться в Петербург.

Боровиковский перебирается в столицу в 1788 году и становится учеником Дмитрия Григорьевича Левицкого, крупнейшего портретиста эпохи Екатерины II.

В 1794 году Боровиковский пишет портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» за который получил статус назначенного (кандидата) в академики.

-5

Многие литературоведы считают, что именно этот портрет позже Пушкин использовал для описания Императрицы в сцене её встречи с Марией Мироновой, героиней повести «Капитанская дочка»

"Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

В 1795 году Владимир Лукич становится академиком Императорской Академии художеств за портрет великого князя Константина Павловича. В дальнейшем он пишет портрет Павла I и множество парадных портретов знатных особ того времени.

Кроме парадных портретов Боровиковский известен как один из родоначальников русского сентиментализма. Одним из самых известных его произведений стал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи»

-6

В дальнейшем тема изображения "не испорченных роскошью", живущих в мире простых чувств и в тесном общении с природой крестьян получила широкое распространение в творчестве ученика Боровиковского Алексея Веницианова.

Скончался замечательный художник 6 (18) апреля 1825 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Вскоре над его могилой было воздвигнуто надгробие в виде саркофага из гранита с рельефным изображением креста на профилированной крышке. Саркофаг установлен на плите из тесанного камня на металлических фигурных опорах в виде львиных лап.

В 1931 году художника перезахоронили в некрополе 18 века

-7

Бутков Владимир Петрович (1814 – 1881)

-8

Видный государственный деятель времен Императора Александра II. руководитель разработки судебной реформы 1864 года. Действительный тайный советник, член Государственного совета и комитета министров.

Скончался 28 марта (9 апреля) 1881 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Надгробие представляет собой гранитный серый саркофаг с рельефным крестом на крышке. Ещё один крест установлен вертикально. Захоронение является семейным

-9

Васильев Алексей Иванович (1742-1806)

Граф Васильев. Портрет работы В. Л. Боровиковского
Граф Васильев. Портрет работы В. Л. Боровиковского

Видный государственный деятель Российской империи рубежа 18 – 19 веков. Государственный казначей (1796-1800), первый министр финансов Российской империи (1802—1807), почётный член Академии наук (1796), член Российской академии (1801)

С 1793 года возглавлял Медицинскую коллегию и стал основателем Военно-медицинской академии в Санкт – Петербурге. В 1806 году разработал Горное положение, ставшее основой Горного законодательства, и стал инициатором создания Горного института.

Скончался 15 (27) августа 1807 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Памятник работы архитектора Кваренги и скульптора И. П. Мартоса представляет собой установленный на гранитном основании саркофаг белого мрамора с аллегорическими горельефами. Сидящая женщина с зеркалом олицетворяет истину, а старик рядом с пальмой мудрость. Бронзовое изображение змеи символ медицины, к которой как мы помним, Алексей Иванович имел непосредственное отношение.

-11

Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915)

-12

Виднейший государственный и политический деятель России конца XIX–начала XX вв. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903). Председатель Комитета министров и членов Государственного совета (1903).

Именно Витте добился введения знаменитого «золотого червонца» сделавшего русский рубль одной из ведущих мировых валют. Всячески способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что получил прозвище «дедушка русской индустриализации». Противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало перехода России от абсолютной к конституционной монархии. С апреля 1906 года в отставке.

Скончался 28 февраля 1915 года.

Уже через год на могиле было установлено надгробие в виде плиты и большого гранитного креста обнесённых кованной железной оградой. По личному завещанию Сергея Юльевича на плите была выбита дата «17 октября 1905 г.» которую он считал главной в своей жизни.

В советское время могила была полностью заброшена, а крест уничтожен. В ходе реставрации 1998 и 2004 годов надгробию был возвращен исторический вид.

-13

На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.