Найти в Дзене
Путешествуй сам

Москва и москвоведы

Я очень люблю свой Басманный район. Я знаю здесь каждый переулок, каждый дом, каждый хитрый путь, я помню, что было раньше, как все менялось, я не могу упустить возможности щегольнуть перед знакомыми знанием истории этого места. Для меня Карамзин, граф Разумовский, Децл, Пушкин, художник Файбисович, как говорил дядя Пушкина, тоже житель Басманного, - все «добрые мои соседи». И потому я ревностно отношусь к стадам экскурсантов, что водят по нашему району расплодившиеся ныне в огромном количестве москвоведы. Я прислушиваюсь к их бодрым затверженным речам и тихо возмущаюсь (громко заявить не хватает смелости) той чушью, что они несут. Хотя, может быть, я неправа. Это просто мифы и легенды Басманного. Два домика в Токмаковом переулке манят любителей истории Москвы — усадьба Струйского-Белавина-Четверикова-Варенцовых (д.21) и дом Рокотова (Старая Басманная 30/1). Внимание! Сразу возникает ожидаемая мелодраматическая история: Рокотов написал портрет Струйской, в девичестве Озеровой, юной кр

Я очень люблю свой Басманный район. Я знаю здесь каждый переулок, каждый дом, каждый хитрый путь, я помню, что было раньше, как все менялось, я не могу упустить возможности щегольнуть перед знакомыми знанием истории этого места. Для меня Карамзин, граф Разумовский, Децл, Пушкин, художник Файбисович, как говорил дядя Пушкина, тоже житель Басманного, - все «добрые мои соседи». И потому я ревностно отношусь к стадам экскурсантов, что водят по нашему району расплодившиеся ныне в огромном количестве москвоведы. Я прислушиваюсь к их бодрым затверженным речам и тихо возмущаюсь (громко заявить не хватает смелости) той чушью, что они несут. Хотя, может быть, я неправа. Это просто мифы и легенды Басманного.

Дом Рокотова?
Дом Рокотова?

Два домика в Токмаковом переулке манят любителей истории Москвы — усадьба Струйского-Белавина-Четверикова-Варенцовых (д.21) и дом Рокотова (Старая Басманная 30/1). Внимание! Сразу возникает ожидаемая мелодраматическая история: Рокотов написал портрет Струйской, в девичестве Озеровой, юной красавицы, вышедшей замуж за богатейшего Николая Струйского; стихотворение Заболоцкого «Портрет», возбудившие интерес к полузабытому художнику Рокотову.

С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Русская Мона Лиза возбудила советских людей, только что свободно вздохнувших после смерти товарища Сталина. Судьба поэта тоже была непроста — с 1938 по 1944 в заключении, потом поселение в Караганде, переводы как единственная возможность творческого воплощения. И тут такая лирика, отсылавшая к Боратынскому, Тютчеву.

Невозможная юная красавица в дымке. Придуманная судьба (как положено романтической героине) с несчастным браком. Иначе, чтобы у юной Струйской такие грустные глаза и полуплач? Ну и понеслось: влюбленный художник (задолго до стихотворения Вознесенского про миллион алых роз), художник из крепостных, невозможность соединиться и прочие романтические штампы. Словом, стихи Заболоцкого бодрые экскурсоводы читают у особняка часто. С этого начинают. Иначе чем бы был примечателен это московский особняк? И все так логично. Вот особняк красавицы Струйской, через сто метров дом художника. Только вот какая незадача. Сомнительно, что Рокотов жил здесь, а уж в этом каменном флигеле, построенном много позже его смерти и вовсе никогда. Да и Александра Струйская тоже никогда не бывала в усадьбе по Токмакову переулку. Рокотов приобрел участок, когда Струйский с женой жил в Поволжье. И происхождение Рокотова из крепостных тоже сомнительно. Во всяком случае искусствовед и художник Игорь Грабарь в этом сомневался, утверждая, что даже освобожденного крестьянина вряд ли бы приняли учиться в Сухопутный шляхетский корпус, и тем более в Английский клуб. Но это к слову. Вернемся к истории домов в Токмаковом переулке.

Усадьба Струйского-Белавина-Варенцовых
Усадьба Струйского-Белавина-Варенцовых

Судите сами. Богатейший Николай Струйский, владелец усадьбы в Токмаковом переулке, овдовел в 1771 году. Вдовцу всего лишь 22 года. Человек неуравновешанный, склонный к меланхолии, незадачливый поэт продает усадьбу, напоминающую ему об утрате жены и дочерей-близняшек надворному советнику Белавину. В 1771 году. Белавин строит вместо деревянного дома каменный, который почти без изменений дошел до наших дней, меняя владельцев. А Струйский встречает юную Сашеньку Озерову, оживает, делает предложение и в 1872 году женится. Александра Струйская всего на пять лет младше мужа. Это и по нынешним временам небольшая разница. Струйский в жене души не чает. Свои стихи он посвящает только ей и императрице Екатерине Алексеевне. Струйские поселяются в роскошном имении Рузаевка в Поволжье (ныне Мордовия). Барин пишет стихи, создает лучшую в России типографию, где печатает свои книги — подлинные шедевры полиграфии. Чудит, выдумывая преступления и расследуя их, вовлекая в свои игры крепостных. По сути Николай Струйский первопроходец ролевых игр, только наказания у него настоящие — для пойманных «преступников» выстроена тюрьма. А воздушная Александра ведет все большое хозяйство, проявляя недюжинные предпринимательские способности. ПО воспоминаниям современников, Струйская была строгой барыней, если не сказать - жестокой. Провинившихся наказывала слишком сурово. Она переживет супруга на 44 года и покинет мир в 1840 году в возрасте 86 лет.

Мемориальная доска на доме, в котором не жил и не работал Федор Рокотов
Мемориальная доска на доме, в котором не жил и не работал Федор Рокотов

А вот Рокотов приобрел участок на Старой Басманной в 1785 году. А в 1789 продал его графине Шерметевой, о чем составлена купчая. Художник поселился на Воронцовской улице, где и умер в 1808. Первый дом на плане Москвы появился лишь в 1803 году. В 1812 году сгорел. Новое каменное двухэтажное строение возведено в 1836 году при владельце полковнике Святловском. После революции главный дом снесли, а вот флигель уцелел. На нем и висит мемориальная доска «жил и работал Рокотов». А вот в доме напротив по Старой Басманной действительно жил великий художник Татлин, но мемориальной доски не удостоился. О нем расскажу как-нибудь в другой раз.

А может быть, легенда переулка о красавице и художнике важнее исторических фактов. Во всяком случае — интереснее.

На самом верху, где круглое окно, жил и работал Владимир Татлин
На самом верху, где круглое окно, жил и работал Владимир Татлин