На днях из праздного любопытства посмотрел серию многосерийного реалити-шоу, в котором одна довольно известная и незамужняя барышня выбирает себе жениха из более чем двух десятков претендентов, которые квохча наперебой словно курицы-наседки, соревнуясь в оригинальности бесчисленных комплиментов и организации романтических свиданий, пытаются завоевать внимание явно привыкшей к рою кружащих вокруг нее поклонников героини сего действа. Когда я высказал мысль о том, что выглядит это противоестественно мужской натуре жена, также смотревшая передачу, возразила мне на это, что мол и у птиц и животных ухаживания имеют место быть и, следовательно, для человека, являющегося частью живого многообразия на планете обряд ухаживания является обязательным условием для продолжения человеческого рода.
В этой связи пришла в голову мысль, что брачные игры животных и обряды ухаживания в современном человеческом обществе различаются принципиальным образом. Поскольку по схожести гормональных систем (в частности по набору женских и мужских половых гормонов) наиболее близки к человеку млекопитающие, то сравнивать обряды ухаживания имеет смысл именно с ними. Так у всех млекопитающих ритуал «ухаживания» заключается исключительно в проявлении своей доминантности и выяснении того, кто является альфа-самцом. Олени бьются ранним осенним утром с целью выяснить кто сильнее, а не с целью продемонстрировать это самке, поскольку в мире животных не самка отсеивает самцов выбирая одного из них, а самая сильная доминантная особь изгоняет других самцов оставляя себе ВСЕХ самок.
В ухаживании же современного мужчины нет и намека на доминантность. Под доминантностью в этом случае прежде всего следует понимать то, что мужчина благодаря своему социальному статусу, самодостаточности, талантам и внешней привлекательности (каждое из этих качеств может присутствовать в мужчине как в отдельности, так и в разных сочетаниях) получает возможность выбирать из неограниченного числа женщин, а не участвует наряду с другими мужчинами в гонке за внимание конкретной женщины. На деле современные мужчины заискивают перед женщиной делая ей бесчисленные комплименты и даря подарки полагая, что так они завоюют ее расположение, но по факту тем самым демонстрируют свою слабость, поскольку в данной поведенческой модели взаимоотношений мужчины и женщины доминантное положение отводится женщине, исполняющей по сути роль госпожи, к ногам которой несут подношения, а мужчине отводится роль просителя, то есть субъекта заведомо находящегося в положении если не униженном, то на ступеньку ниже в рейтинге социального позиционирования. В итоге современный мужчина вполне справедливо рассматривается женщиной не как завоеватель, а как личный источник материального ресурса (кошелек), вечно должный ей подкаблучник, объект насмешек терпящий женские измены и порою даже воспитывающий зачатых в результате этих измен чужих детей. Именно поэтому в современном обществе где мужчины последовательно теряют мужественность, а женщины, напротив, ее приобретают, все большую популярность приобретает сравнение отношений «муж-жена» с отношениями «госпожа-куколд», а женщины обретают все большее значение в социальной иерархии. Недаром все большее число мест в бюрократическом аппарате государственных учреждений и частных компаний более-менее развитых стран, в том числе места глав бесчисленных департаментов, ведомств, отделов и в некоторых случаях даже высших государственных должностей, занимают именно женщины, ежедневно принимая важные управленческие и системообразующие решения, тогда как сто лет назад о таком и подумать было невозможно.
Надо отметить что наши древние предки подобно другим млекопитающим чтобы получить женщину не бегали за ней с подарками, а брали ее в качестве трофея в результате противостояния с другими мужчинами своего или чужого племени. В более поздних обществах если мужчина и нес подарки чтобы заполучить девушку, то нес он их не ей, а ее отцу в качестве выкупа. Но какова эпоха таковы и нравы.