Сегодня, когда наш глаз ловит очередной висящий на реальных или цифровых стенах постер, мы даже не задумываемся о том, что плакаты давно перестали быть техническими объявлениями, и являются особенной и неповторимой формой искусства.
В нашем материале расскажем о создании постера, а также персоналиях, событиях и сюжетах в его истории.
ПРЕДКАМ ПОСТЕР!
Постер — один из старейших видов настенного искусства. При этом изначально, когда постер впервые появился на улицах древних городов, он не носил функцию красочного развлекательного сообщения, а использовался исключительно с технической целью: донести информацию о жизни города до народа. Например, на древних постерах размещали новости, судебные решения, обновления кодекса законов и так далее. Отсюда пошло и понятие «постер» — от английского глагола «to post» (вывешивать, размещать). Такую роль постер играл много лет, вплоть до второй половины XIX века, когда в Западной Европе он превратился в настоящую «отрасль» искусства.
В середине XIX века театр захлестнула новая волна развития — он перестал быть уделом знати, открыв свои двери для всех, а живопись начала «служить» театральному искусству не только для дизайна костюмов и декораций, но и для представления театра публике — тогда и стало активно развиваться постерное искусство.
В это же время по Европе уверенным шагом «шла» вторая промышленная революция, которая подарила художникам новые возможности. Сначала появилась хромолитография, а затем и фотохромолитография, что технически позволило создавать изображения больших форматов с использованием множества красок. Ну а окончательным импульсом к развитию искусства постера стала дерегуляция этой сферы: она вышла из-под контроля государства и стала доступна «частникам».
В 1866 году француз Жюль Шере, считающийся основателем современного плаката, открывает свою мастерскую и начинает активно производить постеры, которые можно было как просто купить, так и заказать. Именно Шере ввел основной закон плаката — «Броскость» — он считал, что главная деталь постера — это акцентная фигура, а привлекать внимание должны различные цвета и надписи.
Постеры становились все популярнее с каждым социальным и историческим потрясением — художники прекрасно чувствовали дух перемен, и со временем плакат перестал быть просто красивой картинкой, а начал выполнять активную социальную функцию — призывать к действию.
Официальным объектом культуры постеры были признаны на прошедшей в 1897 году в Санкт-Петербурге выставке плакатов и афиш. Выставку посетили художники со всего мира, а покупатели имели возможность купить понравившиеся постеры.
Со временем, постеры прочно проникли в абсолютно все сферы нашей жизни: они до сих пор используются для объявлений в качестве афиш, технические постеры сообщают информацию для горожан, арт-постеры украшают стены наших домой и экраны телефонов.
ВСЕ НА УЛИЦЫ
Особенностью постерного искусства является то, что работы с самого начала своей истории выставлялись не на стенах элегантных музеев и галерей. Их домом стали стенды на городских улицах, фойе театров и брошюры. Другими словами, это искусство зародилось на улице, а потому имеет и ряд особых элементов, которые отличают его от любого другого вида художества.
Во-первых, постер должен быть ярким, с броскими фигурами и шрифтами, при этом лаконично размещенными на листе с тем, чтобы не перенасытить постер и не потерять идею.
Во-вторых, постер должен быть простым и понятным, ведь не каждый осведомлен в тонкостях и нюансах живописи, а значит простота — отличное решение. Именно поэтому долгое время художники буквально разрывались между «яркостью» и «нюдом», пока в моду окончательно не вошли яркие арт-постеры.
В-третьих, шрифт является столь же важным, сколь и центральная фигура. Художник Нил Келлерхаус в своих постерах накладывает текст поверх изображения, что уже стало отличительной чертой его искусства.
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
Говоря о знаковых работах в постерном искусстве, нельзя не сказать о первых «заказных» работах отца-основателя плаката Жюля Шере — постеров к оперетте Оффенбаха. В этой работе мы можем наблюдать очень активную перспективу с большим количеством деталей, однако весь постер построен вокруг фигур на переднем плане. Краски приглушенные, ведь этот постер был создан Шере до того, как он уехал в Лондон для изучения цветовой литографии.
После возвращения из Лондона и работы с английским парфюмером Риммелем, Шере в 1869 году познакомил мир с новой трехфазной системой печати, которая стала основой для его искусства на ближайшее десятилетие. Его стилем вдохновлялись и восхищались коллеги по цеху такие, как Стейнлен, Грассе, Боннар и другие.
Культовым сегодня также считается постер к фильму «Метрополис» 1922 года. В 2012 году этот оригинальный плакат Хайнца Шульц-Нойдамма был продан за 1,2 млн долларов. Всего же в мире сохранилось 4 оригинальных постера в частном владении.
Говоря о современных культовых плакатах, нельзя не упомянуть постер Сола Басса к фильму «Великолепная семерка» с крупными красными мазками, которые как бы намекают на тон фильма. На тот момент (1960-е годы) этот постер воплощал в себе дизайн, опередивший время: он был слишком смелым, слишком недосказанным и слишком красным.
Сегодня постер — это точно больше, чем просто техника. Это настоящее искусство, откликающееся на зов времени, социальные и исторические перипетии и непременно пользующееся любовью публики. Вешая очередной постер на стену, мы не задумываемся о том, какую уникальную историю и линию жизни он имеет. А стоит. Абсолютно точно стоит.