Найти в Дзене
Внезапный фильм на вечер

Как нас пугает наше тело: 4 жутких фильма боди-хоррора

Боди-хоррор - поджанр фильмов ужасов, тематика которого жуткие метаморфозы, происходящие с телом человека. Причины могут быть самыми разными — инопланетное заражение ли, неизвестная ли инфекция, заставляющая гнить заживо, неудачный научный эксперимент или опыты безумного ученого, но они всегда показаны максимально натуралистично, пугающе и производят большое впечатление на зрителя. Причина этому очень проста, и заключается в банальном инстинкте самосохранения. Если внешний враг видим, различим, и ему можно противостоять (даже если он бесплотен), то процессы, происходящие с телом, зачастую проконтролировать практически невозможно. Страхи перед вирусами (что очень актуально в наши дни), канцерофобия, боязнь оказаться распятым на операционном столе против своей воли (особенно в свете повального страха перед подпольной торговлей органами) — на всем этом умело играют боди-хорроры, иносказательно обличая реальные фобии в фантастическую оболочку. «Бивень» 2014 Уоллес приезжает в Канаду, чтобы
Оглавление

Боди-хоррор - поджанр фильмов ужасов, тематика которого жуткие метаморфозы, происходящие с телом человека. Причины могут быть самыми разными — инопланетное заражение ли, неизвестная ли инфекция, заставляющая гнить заживо, неудачный научный эксперимент или опыты безумного ученого, но они всегда показаны максимально натуралистично, пугающе и производят большое впечатление на зрителя.

Кадр из фильма "Муха" 1986
Кадр из фильма "Муха" 1986

Причина этому очень проста, и заключается в банальном инстинкте самосохранения. Если внешний враг видим, различим, и ему можно противостоять (даже если он бесплотен), то процессы, происходящие с телом, зачастую проконтролировать практически невозможно. Страхи перед вирусами (что очень актуально в наши дни), канцерофобия, боязнь оказаться распятым на операционном столе против своей воли (особенно в свете повального страха перед подпольной торговлей органами) — на всем этом умело играют боди-хорроры, иносказательно обличая реальные фобии в фантастическую оболочку.

«Бивень» 2014

-2

Уоллес приезжает в Канаду, чтобы взять интервью для своего подкаста, но по стечению обстоятельств оказывается в особняке пожилого мужчины, прикованного к инвалидному креслу. Плата за ночлег в роскошном доме старика — выслушать рассказ о его жизни, но, выпив чаю, Уоллес внезапно теряет сознание, и просыпается уже с ампутированной ногой. Оказывается, что хозяин дома может ходить, и истинная его цель — сделать из Уоллеса моржа, чтобы отдать дань памяти животному, которое когда-то спасло его после кораблекрушения. Жизнь Уоллеса висит на волоске, когда безумный хирург уродует и преображает его тело. Но самое страшное — сумеет ли он сохранить человеческий разум?

Фильм Кевина Смита, сочетающий в себе ужасы с черной комедией — один из самых известных образцов боди-хоррора последних лет. С ним конкурирует знаменитая «Человеческая многоножка», но «Бивень», в отличие от нее, несет в себе нечто большее, чем просто попытки вызвать рвотный рефлекс у зрителя. «Бивень» исследует, насколько физическая форма влияет на содержание. Можно ли остаться человеком, попав в тело животного? Сохранить разум, когда твое тело методично уничтожают и преображают в угоду безумным фантазиям? «Бивень» имеет низкий бюджет и снят буквально «на коленке», но, тем не менее, это добротное, качественное и совсем не глупое кино.

«Выводок» 1979

-3

Психотерапевт доктор Рэглан изобрел передовую методику борьбы со страхами, гневом и неуравновешенностью. Пациенты в его клинике буквально выталкивают свои ментальные проблемы наружу, на уровень тела, где они вылезают в виде язв и опухолей. В «институте психоплазматики» проходит долгое лечение Нола, жена главного героя. Пока Френк пытается понять, в чем именно заключается методика Рэглана, и воспитывает в одиночку дочь, начинаются таинственные убийства людей, которые когда-либо вызывали гнев Нолы. Что именно родилось из тела женщины, и может ли ярость обрести физическую форму?

Дэвид Кроненберг — настоящий мастодонт боди-хоррора, использующий его элементы во многих своих фильмах. Режиссеру также принадлежит легендарный образчик жанра «Муха», повествующий об ученом, который в результате неудачного эксперимента с телепортацией сливается с мухой, залетевшей в аппарат. Если «Муха» во многом исследует стадии, которые проходит человек, столкнувшийся со тяжелым заболеванием, то «Выводок» во многом появился благодаря канцерофобии, захватившей мир много десятилетий назад. В фильме Кроненберга зритель видит не просто злокачественные опухоли, а буквально опухоли, родившиеся от зла и рождающие зло, и это очень пугает.

«Глаза звезды» 2014

-4

Сара – начинающая актриса, которая между кастингами работает официанткой и мечтает о звездной карьере. На одном из прослушиваний ей предлагают роль взамен на сексуальный контакт с продюсером, и она идет на это. На следующий день девушка замечает, что заразилась неизвестной болезнью, симптомы которой напоминают разложение заживо, и для того, чтобы вылечиться и стать звездой, ей нужно не просто порвать со своим прошлым в лице старых друзей, но и физически уничтожить его.

Инди-проект Кевина Кельша и Денниса Видмайера, деньги на съемки которого частично собрали с помощью краундфандинга, по фабуле схож с фильмами «Танатоморфоз» и «Инфекция», которые также рассказывают о девушках, которые начали «разлагаться заживо» после сексуального контакта. Но «Глаза звезды» идут гораздо дальше, сочетая боди-хоррор с вдумчивым и метафоричным переосмыслением харассмента, перехода в новую жизненную фазу и оторванности мира «звезд» от мира простых людей. Здесь есть и элементы жестокого слэшера, и теории заговора, и хулиганские намеки на то, почему на самом деле актрисы старого Голливуда так похожи на полубогинь, что делает фильм гораздо более разноплановым и многослойным.

«Тэцуо — железный человек» 1989

-5

Банковский служащий случайно сталкивается на улице с «металлическим фетишистом», который одержим идеей модификации тела, и пытается преобразить его, вставляя в плоть куски металлолома. На следующий день бизнесмен замечает, что из его тела начинает расти металл, постепенно заменяя собой живую плоть, и превращая мужчину в металлическое чудовище. Сумеет ли мужчина сохранить человеческое начало, или процесс необратим?

Синъя Цукамото снимал «Тэцуо» на свои собственные деньги, совершенно не рассчитывая на коммерческий успех, но его старания окупились сполна. Боди-хоррор с элементами киберпанка стал одним из самых ярких представителей жанра, сполна выразив страх городских жителей перед стремительной индустриализацией и засилием технологий. Черно-белый фильм имеет причудливую съемку и монтаж, например, Цукамото использовал прием пиксиляции, который придает фильму особую, своеобразную динамичность. Настоящая классика как хорроров, так и японского кино.

Вас могут заинтересовать и другие похожие статьи нашего канала:

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо!