В деревне Дегунино находилась когда-то удивительнейшая красивая церковь. Теперь от неё остались руины. Покровская церковь была построена на средства местных благотворителей в 1819 году. Однажды в колокольню попала молния и начался пожар. После революции, как только не издевались над храмом, но он простоял до 80-х годов.
Местный житель рассказал, что помнил храм целым в 60-е годы. С тех пор как купол рухнул, прошло почти сорок лет и за это время внутри успели вырасти высокие деревья. Храм никто не берёг, а неверующие в Бога люди разбирали на кирпич.
Глядя на высокие деревья, проросшие корнями через кирпичную кладку, я почувствовал, что храм всё же ещё живой, не отступил от него Ангел Хранитель храма. Почему-то мне поверилось, что эта руина как феникс сможет восстать из пепла.
Староста деревни рассказал, что в молодости видел в ещё не разрушенном храме росписи. А потом он показал старинный ржавый крест, который упал с главного купола. На кресте мы обнаружили пробоины от выстрелов. Пробоины эти были сделаны ещё до войны. Неверующие мужики стреляли по кресту, находя в этом какую-то забаву. Тут я вспомнил, что ещё рассматривая колокольню, мы не могли понять, с чем связано странное разрушение кирпичного проёма звонницы и думали, что это так мог попасть фашистский снаряд. Но староста рассказал о том, что кирпичи были выломаны кем-то для того, чтобы вынуть из звонницы огромный колокол. Колокол был сброшен на землю и разбит.
Началась кропотливая работа по восстановлению храма. Благотворителем стал губернатор Нижегородской области, потому что из тех мест происходили его предки и напротив храма находился их родной дом. Строители были готовы начать расчеты. Время на согласование я решил не тратить. Не имея разрешения от администрации района, я на свой страх и риск начал работы по расчистке храма от сорняка. Отдел охраны памятников, конечно, не допустил бы нас к даже начальным работам, но…
Вскоре подоспели и строители. Для них благодаря Нижегородскому губернатору я выкупил соседний участок с заброшенным домом.
Конечно, все этапы грамотно курировала строительная компания нанятая нижегородским губернатором. Они производили необходимые инженерные расчеты в соответствии с чертежами из архива и современными стандартами строительства. Никакой «отсебятины» там не происходило в плане реставрации. От меня требовалось поскорее получить разрешения из соответствующих инстанций, которые отсылали друг к другу постоянно, не желая положительно решить вопрос. «Нельзя сделать это, пока не будет сделано то, а то нельзя, потому что не сделано это». В результате всё зацикливалось. Я воочию увидел, что такое замкнутый круг бюрократии.
В администрации района я получил отказ о передаче храма церкви и участка на котором он находился. Выяснилось, что даже в архиве администрации отсутствовали документы на владение землёй храма, он не стоял у них на учёте. Руина храма была, так сказать, сиротой!
Инстанции района сообщали, что памятник не выявленный, а в главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области сообщали, что у них он числится под охраной как выявленный. Получалась какая-то чушь. И у тут я понял, что просто этим храмом ни кто не интересовался в последние шестьдесят лет. Поэтому то такая неразбериха получалась с его статусом. И ещё я понял, что ждать, когда у них всё согласуется бессмысленно. Пришлось самостоятельно нанимать кадастрового инженера, отмерять территорию вокруг храма и подавать это всё заново на утверждение.
Пока шла бумажная волокита храм потихоньку реставрировался. Очень не хотелось терять летний сезон для реставрации. Работа шла быстро и всё складывалось удачным образом.
В то время когда рабочие строили уже леса и трактором расчищали территорию, я приходил в разные отделы, кланялся и подавал прошения: «Можно ли начать? Можно ли передать?». А на самом деле всё уже реставрировалось вовсю. Рисковал, конечно, но иначе было невозможно в данном случае. И эта скорость привела к тому, что через три года был отреставрирован храм.
Спустя три года золотые главки с крестами спустя столетний перерыв вновь засияли над деревней Дегунино! И неужели кому-то из охраны памятников или администрации придёт в голову его сносить или не передавать Церкви в долгосрочное использование? Нет, конечно. На это и была надежда, на помощь Божию и покров Богородицы.
В августе 2023 года на Преображение в Покровском храме прошла первая служба.
Фото и текст: Иконописец Олег
📍деревня Дегунино, Старицкий р-н, Тверская обл.