Э. Ремизова
Композиция «Dogs» – часть десятого студийного альбома «Animals» группы Pink Floyd, выпущенного впервые в Великобритании 23 января 1977 года на студии Harvest Records. Вторая редакция была издана в США 2 февраля 1977 года на студии Columbia Records. Альбом так полюбился публике и самим участником Pink Floyd, что позднее многократно переиздавался на электронных носителях в Европе и США.
Интерес представляет обложка альбома, на которой изображена лондонская электростанция Баттерси – огромное здание, построенное в стиле ар-деко (арт-деко), в 1933-1980 гг. снабжавшее электроэнергией весь Лондон. Между дымовыми трубами электростанции была привязана сорокафутовая надувная свинья, которая, по словам Уотерса, являлась символом свободы, и на долгие годы стала фирменным знаком группы Pink Floyd.
Концепция альбома связана с идеей Джорджа Оруэлла, изложенной в книге «Скотный двор». Отдельные социальные группы людей в романе Оруэлла метафорически сравнивались с животными: собаками, свиньями и овцами. Следуя за литературным источником, в альбоме «Animals» собаки явились собирательным образом бизнесменов-карьеристов; свиньи – безнравственных политики и моралистов; а овцы – безропотного стада обычных людей.
Композиция альбома имеет арочную структуру, в центре которой три крупномасштабные композиции – «Dogs» («Псы»), «Pigs» («Свиньи»), «sheep» («Овцы»), обрамленные по краям двумя частями песни «Pigs on the Wing».
«Pigs on the Wind 1» - «Dogs» - «Sheep» - «Pigs» - «Pigs on the Wing 2»
Pink Floyd - 1977 -AnimalsDogs17:01
Альбом представляет нам гротескное царство животных, подвергшееся проекции основных человеческих недостатков, так или иначе присущих всем. Все номера следуют аttaca, без перерыва, тем самым объединяя весь альбом в единую композицию сквозного развития. Драматическое содержание в музыке усиливается к концу: от астрального и медленного психоделического рока в «Dogs» через ускорение темпа и полифонизацию музыкальной ткани в «Pigs» концепция приходит к своей кульминации в «Sheep».
Альбом создавался по линейному принципу присоединения композиций друг к другу. Материал, предварительно сочиненный Роджером Уотерсом и Дэвидом Гилмором исполнялся на сцене, как темы для импровизаций, в которых вся группа нарабатывала различные способы развития тем. В дальнейшем эти «концертные этюды» легли в основу окончательного варианта, зафиксированного в студии звукозаписи.
Линейный принцип формирования композиций был характерен творчеству прогрессивных рок-музыкантов, в частности, группы Pink Floyd. И именно благодаря импровизационному присоединению разделов друг к другу, в творчестве групп рождались замысловатые композиции – построенные на основе песенной формы с расширением куплетов и припевов, добавлением инструментальных эпизодов, вариантным изложением тем.
«Dogs»
По структуре музыка «Dogs» близка другим крупномасштабным композициям Pink Floyd «Echoes» («Эхо») и «Shine on your crazy diamond» («Сияй, безумный алмаз»), в которых группа использовала малоразвитый тематический материал, подходящий для песни стандартного формата, и затем расширяла каждый из разделов простой песенной формы, используя вариантные повторения разделов и большое количество инструментальных соло на основе главных тем песен.
Текст композиции «Dogs» состоит из трех частей. Первая часть раскрывает образ мстительного бизнесмена, который пытается выжить в жестоком капиталистическом мире. По циничной версии автора текста Роджера Уотерса этот мир заставляет героя жить по сугубо животным законам – презирать и уничтожать своих конкурентов. Спустя годы, жизнь бизнесмена увядает, он становится «грустным старым мужчиной, умирающим от рака в одиночестве» – этот текст напоминает чтение морали младшему товарищу, наставление о выживании в жестоком мире.
Вторая часть текста поется от первого лица и отражает иную точку зрения – заключенный в своей собственной жизни, герой не видит путей выхода из игры.
Третья часть текста – своеобразная эпитафия, описывающая всю жизнь бизнесмена, от юности до смерти.
Состав исполнителей: вокал, акустическая гитара, электрогитара, электронное пианино, бас-гитара, ударная установка.
Форма композиции являет собой пример усложненной куплетно-припевной формы, в которой между проведениями куплетов в изложении вокала и припевов, переданных электрогитаре, внедряются пролонгированные инструментальные интерлюдии.
В крупном плане композиция «Dogs» напоминает структуру сонатной формы: первый раздел (экспозиция), соответствующий первой и второй частям текста, показывает основной тематический материал, второй раздел – свободная интерлюдия («free interlude») развивает основные мотивы тем, а третий раздел служит тематической репризой.
Тема куплета близка речитативу, что типично для творчества Роджера Уотерса, сочинившего и исполнившего вокальную партию.
Как это часто бывает в творчестве Pink Floyd мелодическое развитие более характерно гитарным соло Дэвида Гилмора, чем вокальным партиям Уотерса, что мы можем наблюдать на примере композиции «Dogs», где тема B, переданная электрогитаре, изобилует ламентозными интонациями и богатой мелизматикой.
Тема В
Основные музыкальные события, обусловленные текстом, происходят в фактуре композиции «Dogs». В основе композиции лежит своего рода единая остинатная аккордовая последовательность с некоторыми изменениями, представленная четырьмя аккордами. Подобная выдержанность типична для рок-песен того времени, но необычно столь развернутое и пролонгированное воплощение этой модели.
Базовая аккордовая модель композиции «Dogs»
Dm9 Bsus Am2 Asus2
Отметим использование в этой последовательности диссонантных аккордов, что нетипично для творчества группы Pink Floyd. Однако, подобное гармоническое содержание обусловлено сложной концептуальной программой композиции «Dogs». В диссонантности аккордов скрыта и важная этическая проблема – последний аккорд требует разрешения, но так как цикл неизменно повторяется, разрешение не наступает. Аналогичную картину можно наблюдать в тексте композиции – герои капиталистического общества, имея много ресурсов для преодоления своих социальных и психологических проблем, под давлением постоянной финансовой гонки не могут выйти из своего собственного порочного круга («how can I find my way out of this maze» - «как мне найти выход из этой сети?»).
Порядок и ритмическое оформление аккордов базовой модели меняется на протяжении композиции, что сближает композицию «Dogs» с композиционными принципами минимализма.
Разные варианты воплощения аккордовой последовательность позволяют выявить в структуре композиции несколько секций.
Так в первой из них (секции А) каждый аккорд последовательности выдержан по четыре такта, но в активном ритмическом оформлении.
Партия ритм-гитары. Секция А
Это остинатное сопровождение действует на протяжении всего вступления и экспозиции первой темы (куплета) и создает гнетущую атмосферу.
Как интродукция спектакля вступление и первый куплет вводят в атмосферу (темную и пугающую), представляет актеров (в данном случае вокал и инструменты), главных героев (собак – они же работники капиталистического общества) и драматургическую направленность, что выражено в постепенном нарастании звука в вокальной партии, присоединении синтетических звучностей, напоминающих человеческие крики. На протяжении секции А лихорадочный ритм жизни героя проступает в активно ритмизированной партии гитар и ударных. Как только вокал утверждает предопределённость жизни тех, кто доводит себя до смерти («Just another old man, all alone and dying of cancer» – «всего лишь еще один старый человек, одинокий, умирающий от рака»), характер музыки меняется – ритм-секция утяжеляет свое звучание, а последние четыре такта представляют собой мрачный марш в звучании всего коллектива. Драматический сдвиг в энергетике подчеркнут гармонической статикой: после шести циклов начального гармонического оборота впервые появляется звучание простого тонического трезвучия, облегчая диссонирующую ткань. Констатирует увядание героя короткий декламационный басовый рифф, завершающий секцию.
В секции B медленное надрывное соло электрогитары сопровождает второе воплощение базовой модели в партии акустической гитары. Диссонантные аккорды здесь сменяются чистым звучанием трезвучий, типичным для рок-музыки, но с той же ладовой основой и основными тонами.
Третья секция C объединяет звучание главной вокальной темы (куплета) и ритмическое оформление секции В. Таким образом экспозиция содержит в себе идею тезиса, антитезиса и синтеза. В секции С солирует голос: «…and when you lose control, you`ll reap your harvest you have sown, and the fear grows, the bad blood slows and turns to stone» («…и когда ты потеряешь контроль, ты пожнешь то, что посеял. Страх усиливается. Плохая кровь замедляется и превращается в камень»). Выражение «плохая кровь» (bad blood), как отмечает Коэн, имеет в данном случае два значения – метафорическое (кровь по рождению, «не голубых кровей») и литературное (плохая кровь в венах замедляется настолько, что превращается в камень).
Партия ритм-гитары в секции B
Экспозиция заканчивается метафорической смертью героя, в этот страшный момент начинается свободная интерлюдия, существующая только в студийных записях, но никогда не исполняющаяся на сцене. Интерлюдия – это свободная импровизация в достаточно статичном обличье, где сочетаются выдержанные гитарные аккорды, малоподвижная клавишная партия и большое количество звуковых эффектов. Важным героем музыкального представления здесь становится лай собак, представленный образцами конкретной музыки. Отметим также включение в музыкальную ткань Интерлюдии неожиданной реминисценции из одной из самых популярных композиций группы Pink Floyd «Wish you were here».
Именно в Интерлюдии появляется последний третий вариант базовой аккордовой модели.
Партия ритм-гитары. Секция С
Подобные интерлюдии являются своеобразной чертой стиля крупномасштабных композиций Pink Floyd, они появляются в таких композициях как «Echoes», «Atom heart mother», «Intersellar overdrive». И во всех этих случаях интерлюдии разделяют экспозиционное изложение тем от их видоизмененных вариантов в финале, но не как в традиционном варианте изложения джазовых стандартов, где середина является непосредственной импровизацией на тему, а скорее как в традиционных классических крупных формах, где середина вносит структурную логику.
Синтезирующую функцию несет кода композиции – ее текст суммирует факты трагической жизни главного героя. Одна и та же мелодическая фраза вокала здесь повторяется одиннадцать раз, как бы забивая гвозди в гроб главного героя. Песня заканчивается гитарным аккордом – Dm9, тем же, что и открывал песню, связывая воедино начало и конец композиции «Dogs».
Композиция «Dogs», решенная в психоделическом стиле, основанная на простой песенной форме, в которую вплетаются инструментальные интерлюдии, отмечена чертами сонатности и вариационности, проявляющейся на уровне видоизменяющихся аккордовых паттернов, что близко эстетике минимализма. Все это в сочетании создает яркий отчаянный образ, характерный творчеству группы Pink Floyd, и отражает литературную концепцию, заложенную в программу композиции.