«Убивайте, убивайте, убивайте - не думайте о последствиях. Знайте, за всех вас отвечать буду я» - Герман Геринг
Герман Геринг долгое время был вторым по влиятельности человеком в Третьем рейхе. Как безжалостная правая рука Адольфа Гитлера, Геринг сыграл важную роль в приходе фюрера к власти. Он помог Гитлеру занять пост канцлера Германии в 1933 году и создал печально известное гестапо — нацистскую тайную полицию, которая не только подавляла любую оппозицию нацизму в Германии, но и способствовала Холокосту, участвуя в массовых арестах евреев.
Казалось бы, без всякого суда понятно, что вина этого человека огромна. Однако был момент, когда Герингу почти удалось оправдаться на ключевом из судебных процессов над рядом военных преступников нацисткой Германии, который проходил в Нюрнберге.
Несмотря ни на что, до 23 апреля 1945 года Геринг сохранял свои титулы, оставаясь «преемником фюрера». Он явно рассчитывал в самом конце войны перехватить власть, чтобы успеть заключить мир с США и Великобританией.
23 апреля 1945 года Геринг обратился к Гитлеру с предложением передать ему всю полноту власти, заметив при этом, что отсутствие ответа будет считать согласием.
Но чутье подвело рейхсмаршала. Гитлер еще не утратил остатки воли, и пришел в бешенство, услышав, чего хочет Геринг. По приказу фюрера рейхсмаршал был арестован как государственный изменник. До расстрела не дошло, но всех постов, званий и наград он был лишен.
Геринг пробыл под охраной подразделения СС до 5 мая, когда его, по сути, предоставили самому себе. Эсэсовцам, занятым собственным спасением, стало не до него. 8 мая 1945 года Герман Геринг добровольно сдался американцам в Берхтесгадене.
Геринг стал самым высокопоставленным из выживших нацистов в Нюрнбергском процессе. Когда союзники сажали его под стражу, на нём всё ещё была его серебристо-серая форма с дорогими украшениями и военными орденами. Геринг был уверен, что победители не смогут управлять Германией без него.
Однако уже через 6 месяцев Геринг оказался на Нюрнбергском процессе в качестве главного обвиняемого.
Судебный процесс
В самом начале процесса, каждого из подсудимых вызывали для ответа на вопрос «виновен ли не виновен?». Первым подняли Геринга, который, выйдя с листком, собирался уже зачитать речь, но судья его оборвал и сообщил, что от него требуется лишь ответа на поставленный вопрос. Герман Геринг бодро сообщил всем, что он не виновен и сел на своё место. В след за Герингом отрицал свою вину каждый из подсудимых.
Все обвинения в отношении нацистских преступников, представших перед Нюрнбергским трибуналом, относились к одному из четырех разделов. Первый был связан с планами нацистской партии и ведением агрессивных войн, второй касался преступлений против мира с формулировкой об участии подсудимых в «планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств». Третий раздел именовался «Военные преступления» и включал в себя все преступления, совершенные в нарушение военных законов и обычаев в ходе Второй мировой войны. Четвертый — «Преступления против человечности» — касался деяний нацистов в отношении собственного народа и всех тех, кто согласно нацистской идеологии относился к «недочеловекам». Геринг обвинялся по всем четырем разделам обвинительного заключения.
После в зале трибунала продемонстрировали 4-часовой американский фильм «Нацистский план». Он был смонтирован из лент немецкой пропаганды. Задумка была такая – нацисты сами себя изобличат. Но когда зажегся свет, обвинитель Джексон опешил – Геринг был в восторге. «Теперь даже прокурор захочет вступить в нацистскую партию» - с издевкой сказал он.
Он был уверен в себе, и не давал обвинителям спуску. Американцам припомнил сегрегацию, британцам — репрессивную политику в колониях, СССР — ГУЛАГ. Западным союзникам ткнул в нос договором в Мюнхене, Москве — пактом о ненападении 1939 года.
Геринг сумел сплотить вокруг себя остальных подсудимых. Он скорее произносил речи, чем отвечал на заданные вопросы. Он выступал несколько дней подряд и, фактически, завладел процессом.
Тактика защиты подсудимых была проста - они или все валили на Гитлера, или утверждали, что заботились о благе Германии и просто выполняли приказы. Ни в каких заговорах против других стран не участвовали.
Всем было понятно – прокурор потерял контроль за ситуацией. В дело вступил Роман Руденко - главный обвинитель от Советского союза.
Первый перекрёстный допрос Геринга стал одним из самых драматичных моментов трибунала. Внезапно стало ясно – война не закончена, и побежденный нацизм все еще не побежденный нацизм. А трибуну, которую союзники собственноручно дали подсудимым, те используют с разрушительной для хрупкого мира силой. Допрос, который вел прокурор Руденко со своими заместителями, длился 4 дня.
После допроса Руденко решился на довольно рискованный шаг - тайно доставить в Нюрнберг ключевого свидетеля, который лично укажет на виновных в нападении на СССР.
Этим свидетелем являлся фельдмаршал Фридрих Паулюс, попавший в плен под Сталинградом в 1943 году. Паулюс был непосредственным разработчиком плана «Барбаросса», суть которого состояла в подготовке к нападению на Советский Союз, несмотря на заключенный пакт о ненападении. План был готов уже к началу ноября 1940 года, что опровергало высказывания немцев о том, что они вторглись на территорию СССР лишь для того, чтобы предупредить его удар.
По этому поводу Фридрих Паулюс дал исчерпывающие показания. Они были представлены в Нюрнберге в письменном виде. Однако такое положение вещей не устроило адвокатов нацистов, которые потребовали личного присутствия Паулюса на процессе. Защитники были уверены в том, что фельдмаршала невозможно доставить в Нюрнберг, даже если тот еще жив.
А вот Главный обвинитель со стороны СССР Роман Руденко не возражал против присутствия в суде Паулюса. Мало того, когда судья Лоренс поинтересовался у другого советского представителя, прокурора Николая Зори о том, сколько потребуется времени, чтобы привезти Паулюса в город, тот ответил, что свидетеля можно будет допросить уже «сегодня вечером».
11 февраля 1946 года Фридрих Паулюс появился в зале, где проходил суд над нацистскими преступниками. Он подтвердил данные ранее показания.
После этого вся защита подсудимых начала рушится.
Добивающим ударом для нацистов оказалась демонстрация документальных кадров с концентрационными лагерями и горами трупов. Кадры на экране лишили многих дара речи. После того как в зале снова зажегся свет, гробовая тишина стояла еще минут 10. Второму судье стало плохо. Затихли даже подсудимые. Именно тогда стало понятно – зверства немцев на Восточном фронте не преувеличение, придуманное советской пропагандой, как до этого считали многие. Атмосфера в суде после просмотра кинопленок изменилась самым драматическим образом.
Во время просмотра и после него на скамье подсудимых было необыкновенно тихо. Казалось, увиденное даже на Геринга произвело неизгладимое впечатление. В свое оправдание бывший рейхсмаршал заявил, что все это «безумная отвратительная чушь», к которой он не имеет отношения, потому что не отдавал приказов сжигать и травить людей.
Казалось бы, для подсудимых уже было всё кончено, однако у Геринга была ещё одна последняя надежда, за которую он и ухватился.
5 марта 1946 года Черчилль произнес знаменитую речь о железном занавесе и угрозе коммунизма. Сталин в газете «Правда» в ответ сравнил Черчилля с Гитлером. Многие в то время в серьез обсуждали возможное начало новой войны между США и СССР.
Однако союзникам хватило ума довести судебный процесс до конца и не дать «вирусу нацизма» в лице того же Геринга, распространиться.
Вынесение приговора
Обвинение назвало Геринга «живым символом террора и ненависти, высокомерия и жестокости, порожденного властью». Ему вменяли развязывание войны и причастность к военным преступлениям, а также преступлениям против человечества и сговору с Гитлером с целью их осуществления.
После оглашения приговора трибунал установил четырехдневный срок в течение которого приговоренные могли подать прошение о помиловании. Через своих адвокатов этим правом воспользовались все "смертники", кроме Кальтенбруннера – он посчитал это действие бессмысленным.
Как и следовало ожидать, прошения о помиловании были отклонены и в Нюрнберге началась подготовка к казни. Местом проведения приговора в исполнение выбрали спортзал тюрьмы, который за несколько дней был спешно переоборудован.
В предсмертной записке Геринг написал: «Рейхсмаршалов не вешают, они уходят сами».
Когда все закончилось в зал внесли носилки с трупом Геринга и тоже поместили в огороженный брезентом угол. Уже под утро гробы погрузили в машину и под охраной отправили в Мюнхен, в местный крематорий. Его администрация была предупреждена о кремации "11-ти американских солдат". Дезинформация была пущена из соображений безопасности, чтобы избежать возможного волнения в народе. И несмотря на это, территория крематория была оцеплена, а по периметру стояли танки.
Перед сжиганием в присутствии четырех офицеров от СССР, США, Великобритании и Франции гробы вскрывались, производилась вторичная идентификация казненных и только после этого тела отправлялись на кремацию. Место, где развеяли пепел нацистских преступников доподлинно неизвестно, но историки предполагают, что это был Изарский канал в Баварии.
Так и закончилась история «Нациста № 2».
Источники информации:
https://dzen.ru/a/YrDJn5BSCjGHe7i-
https://loreley10.livejournal.com/36909.html
https://dzen.ru/a/YFX5Inqvt1aDBtqB
https://www.garant.ru/article/546588/
https://nuremberg.media/figuranty/20211014/275154/Zhivym-ne-dalsya.html