А также не переставать ждать, надеяться и верить. Потому что из этого и складывается жизнь: из поступательного движения вперед. Хотя бы в мыслях. Потому что "пока жду - надеюсь". Пока надеюсь - живу. Запутанно, но доля истины в этом есть.
Сегодня по дороге на работу зашла в "Буквоед" и купила томик Шопенгауэра. Хотела купить подарочное Ницше, но решила, что привезу все "нетленки" доктора в Новый год, когда буду потрошить родительскую библиотеку. Ее больше некому оставлять. И одну из любимых книг Никиты - "Государя" Макиавелли, которую я же ему и подарила, тоже увезу.
Она для меня теперь - память. И вообще оставлять надолго свои книги нельзя нигде! Даже если они ночуют у друзей, уже сотню раз прочитанные. Приходите и забирайте! В них тоже кроется надежда. Помню, как перечитывала любимые места из любимых произведений и - млела. Вспоминались детство, юность и перспективы вечной жизни, потому что в те романтичные, немного наивные, карамельно-сиропные периоды жизни о смерти не думаешь совсем. И кажется, что впереди еще столько всего запредельно приятного, что стоит ли грустить о том, что сейчас у тебя что-то там не получилось! Ты все еще нагонишь! Эх!
Сегодня, когда я - вместе со своей семьей! - живу в режиме остановленного времени, я думаю о том, что всегда считала интуицию сильной стороной своей натуры, но, увы, так и не смогла предугадать, что меня, нас, ждет. Понимаю, что от трагических событий не застрахован никто, но великая русская литература мне этого не обещала. Она как бы говорила, мол, все верно, будет нелегко, Юля. А временами будет хотеться выть, но... все твои близкие будут живы и здоровы. Весь твой ближний круг. Потому что воспринимать любую информацию в состоянии вечного невроза - тяжело. А уж читать - тем более! Что тебе особенно нравится сегодня? Чехов, Гоголь, Бунин? А как тебе, к примеру, Золя или Бальзак? Разумеется, мир там не наш. Но есть ценности, которые территориально и исторически не маркированы. Они просто есть. Вера, надежда, любовь, сострадание. Уверенность, что все непременно будет хорошо. Даже если завтра - потоп!
И вот он - потоп.
Итак, если обобщить комментарии, оставленные под вчерашней статьей про дом, то получается, что мечтать о том, что тяжело или невозможно осуществить - в силу объективных причин! - нельзя. Вспоминается горьковский Лука, образ которого критики от литературы разбили в свое время в пух и прах! Ну, не должен он был - по их мнению! - лгать умирающей Наталье, что ТАМ (выделю "там") ее ждет совсем другая жизнь.
ТАМ - наконец-то! - будет легко. А эта жизнь... да и нужна ли она кому-то, такая-то жизнь?
Из той же серии и мой, придуманный мною же, на базе моих детских впечатлений, дом. Наша уютная, дедовская, дача, где росли огромные по высоте деревья и кусты. Где бабушка выращивала цветы, а меня купали в огромной, как мне тогда казалось, бездонной бочке, когда все живое испепелял зной! А еще там была веранда с белыми прозрачными шторами и круглый стол... И когда мне бывает особенно тяжело, я перманентно туда хочу. Там мое спасение и моя норка. Неужели кого-то и теперь удивляет, что для того, чтобы вернуть себе нормальное психо-физическое состояние, мне нужен такой дом? Моя сотканная из воспоминаний детства крепость?
И, в конце концов, где вы читали, что женщинам, чтобы они вернулись в русло своей временной, уносящей печали прочь, реки, непременно нужно выдать по рукастому мужику? Будто бы без мужика мечта о доме не живет? Или женщина одна в доме без мужика не живет, во всяком случае, сколько сможет.
P.S. "Надежда украшает нам жизнь", написал когда-то великий Вольтер.
Яркая такая надежда! Эффектная. Как брошка.