Найти тему

«Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых»

Оглавление

Где: Малый дворец “Каприз”, музей-усадьба Архангельское

Адрес: Московская область, городской округ Красногорск, пос. Архангельское

В центре витрины фигура "Мальчик, читающий книгу", конец 18 века. Фабрика герцога Ангулемского (мануфактура Диля и Жерара). Бисквит, фарфор
В центре витрины фигура "Мальчик, читающий книгу", конец 18 века. Фабрика герцога Ангулемского (мануфактура Диля и Жерара). Бисквит, фарфор

О Выставке:

Богатейший род Юсуповых владел усадьбой Архангельское более века (с 1810 по 1917 гг.). Вы увидите на выставке около 500 изделий фарфора конца XVII - начала XX веков, собранных пятью поколениями семьи князей Юсуповых, которые сегодня хранятся в Эрмитаже, Русском музее, музее-усадьбе «Кусково» и, конечно, в Архангельском.

Мейсенский фарфор
Мейсенский фарфор

8 причин посетить выставку

1. Пройти положенные в день 10000 шагов по одному из красивейших регулярных парков Москвы

-3

2. Полюбоваться на китайский и японский фарфор

Концом XVII и началом XVIII столетия датируются дальневосточные вазы и блюда, представленные на выставке. Обратите внимание на самые высокие вазы, в них из Китая поставляли чай.

-4

На вазе ниже изображена собака Фу, или небесный лев Будды, она считается защитником от темных сил.

Ваза-кубок. Япония. Арита. Конец XVII- начало XVIII вв.
Ваза-кубок. Япония. Арита. Конец XVII- начало XVIII вв.

3. Задохнуться от восторга при виде Мейсенского фарфора

Небольшой город-крепость Мейсен стал знаменит на весь мир благодаря первой в Европе фарфоровой мануфактуре, основанной в 1710 году. История мейсенского фарфора начинается с саксонского курфюрста Августа Сильного, который был страстным коллекционером китайского и японского фарфора, однажды он даже обменял роту своих солдат на несколько китайских ваз.

Ваза-кувшин из каминного гарнитура.Около 1760 г. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Сервиз чайно-кофейный "Лебединый". Середина XIX в. Мейсенская фарфоровая мануфактура
Ваза-кувшин из каминного гарнитура.Около 1760 г. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Сервиз чайно-кофейный "Лебединый". Середина XIX в. Мейсенская фарфоровая мануфактура

Мейсенский фарфор закупали и российские императоры, и их приближенные, в число которых, безусловно, входили Юсуповы. По некоторым сведениям, в 1770 году 40 % всего экспорта фарфора «Meissen» пришлось на Россию. В конце XVIII века на мануфактуре были выделены специальные дни для производства товара для России.

Солонка с фигурой садовницы. Последняя четверть XVIII века. Мейсенская фарфоровая мануфактура
Солонка с фигурой садовницы. Последняя четверть XVIII века. Мейсенская фарфоровая мануфактура

Перед Вами набор предметов для специй с росписью “индианскими цветами” (1730-е гг): сосуды для уксуса, масла, горчицы и сахарной пудры (заметили изящные отверстия у одного из сосудов?), ваза для лимонов.

Набор предметов для специй. 1730-е гг. Мейсенская фарфоровая мануфактура
Набор предметов для специй. 1730-е гг. Мейсенская фарфоровая мануфактура

4. Восхититься севрским фарфором

Севр, юго-западное предместье Парижа, славится своим фарфором с 1740 года. Розовая ваза на фото ниже принадлежала королю Франции Людовику XVI, затем была приобретена Юсуповыми, а ныне находится в коллекции Эрмитажа.

Ваза яйцевидной формы с декором в стиле шинуазри. 1780 г. Севрская фарфоровая мануфактура.
Ваза яйцевидной формы с декором в стиле шинуазри. 1780 г. Севрская фарфоровая мануфактура.

5. Увидеть русский фарфор XIX века

Императорский фарфоровый завод
Императорский фарфоровый завод
Ваза с изображением букетов цветов. 1830-е гг. Завод Попова.
Ваза с изображением букетов цветов. 1830-е гг. Завод Попова.

6. Познакомиться с историей и произведениями Юсуповской фарфоровой мастерской

Выставка размещена в павильоне Каприз не случайно. Небольшой двухэтажный флигель конца XVIII века сначала был жилым, но с 1818 года в нем располагалась фарфоровая мастерская, основанная Николаем Борисовичем Юсуповым. Мастерская по росписи фарфора была своего рода достопримечательностью усадьбы, которую с гордостью демонстрировали гостям. Юсуповский фарфор и возник как “усадебная затея”. Период производства фарфора был недолгим, расцвет мастерской связан с росписью привозных фарфоровых форм (белья).

Образцы фарфорового белья производства разных заводов из кладовых усадьбы Архангельское
Образцы фарфорового белья производства разных заводов из кладовых усадьбы Архангельское

Первыми мастерами по росписи были крепостные художники, но в 1822 г. возглавить мастерскую был приглашен французский живописец Август Филипп Ламбер. Он прожил в Архангельском почти 15 лет. Мастерская была закрыта после смерти ее основателя князя Н.Б.Юсупова в 1831 году.

Тарелка с растительным декором. 1818-1821 гг.
Тарелка с растительным декором. 1818-1821 гг.

Вот эта малюсенькая чашечка, расписанная в юсуповской мастерской, с монограммой MN из детского сервиза великой княгини Марии Николаевны Романовой (дочери Николая I) была найдена на одном из европейских антикварных рынков и выкуплена через Министерство культуры РФ для музея-усадьбы Архангельское за 25 тысяч долларов.

-14

7. Посмотреть на фото Юсуповых на фарфоре

Юсуповы специально заказывали свои фотографии и фотографии своих дворцов на фарфоровых тарелках европейских мануфактур.

Фарфор Мейсенской мануфактуры. Тарелки десертные с видами имений и домов князей Юсуповых. 1910-е гг.
Фарфор Мейсенской мануфактуры. Тарелки десертные с видами имений и домов князей Юсуповых. 1910-е гг.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, читающая на веранде.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, читающая на веранде.

8. Увидеть предметы, которые Вы, скорее всего, используете в своем обиходе не каждый день

Ваза-ароматница, а на французском языке "pot-pourri", что дословно переводится как "гнилой сосуд". Содержимое его состояло из цветочных лепестков и разнообразных специй, специальным образом приготовленных и выдержанных, подобно хорошему вину, в течение нескольких лет. Через отверстия в крышке аромат проникал в покои и «освежал воздух». Ароматы из вазы перебивали неприятные запахи - бедствие крупных европейских городов XVIII в.

Ваза-ароматница в форме гондолы 1756 г. Севрская фарфоровая мануфактура. Государственный Эрмитаж
Ваза-ароматница в форме гондолы 1756 г. Севрская фарфоровая мануфактура. Государственный Эрмитаж

Рюмочная передача: на лед ставили опрокинутые ножкой вверх рюмки-фужеры-бокалы, а лакеи приносили гостям из нее охлажденные бокалы с охлажденным напитком, извлеченным из передачи ликерной или бутылочной.

Рюмочная передача из Юсуповского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. 1783-1784 гг.
Рюмочная передача из Юсуповского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. 1783-1784 гг.
Ликерная передача из Юсуповского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. 1783-1784 гг.
Ликерная передача из Юсуповского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. 1783-1784 гг.
Мороженица из Юсуповского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. 1783-1784 гг.
Мороженица из Юсуповского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. 1783-1784 гг.
Пресс-папье (накладка для бумаг) в форме книги. 1822-1823 гг. Фабрика герцога Ангулемского (мануфактура Диля и Жерара)
Пресс-папье (накладка для бумаг) в форме книги. 1822-1823 гг. Фабрика герцога Ангулемского (мануфактура Диля и Жерара)

И, конечно, всем своим подписчикам я желаю, чтобы по утрам Вы пили любимые напитки вот из таких сервизов. "Эгоист" (если Вы завтракаете в одиночестве) или "тет-а тет".

Чайный сервиз "'эгоист". 1820-е гг. Завод Попова
Чайный сервиз "'эгоист". 1820-е гг. Завод Попова

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

Фото автора, поэтому, если увидите в зеркальной витрине моё отражение, не взыщите )

#Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Архангельское #фарфор