«Зелеными» инновациями называют любые инновации, которые приводят к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Это может быть разработка новых товаров, упаковок, технологий и много другого. Сегодня мы расскажем на примере компании Unilever, каким образом можно снизить объемы пластиковых отходов и углеродный след производства.
Пластиковая упаковка — незаменимая вещь на рынке
Об экологических проблемах, связанных с пластиком, знают практически все. Об этом позаботились экоактивисты, СМИ, ответственный бизнес и экологические эксперты. Многих людей пугает угроза микропластика, и они хотят предпринять все возможные меры по борьбе с ней.
Сейчас пластиковая упаковка считается одной из главных причин мусорной катастрофы. Однако в конце XIX века она стала революционным прорывом, который спас людей от заболеваний, передающихся из-за низких норм гигиены в торговле.
Также упаковка стала новым инструментом для продвижения товара: бренд, реклама, свойства, состав. Так возродился новый сектор экономики — производство собственной упаковки.
Пластиковая упаковка стала привлекательна благодаря своей экономичности. Далее она получила популярность в логистике, поскольку надежно защищала товар от внешних воздействий.
Производители и потребители были довольны возможностями пластика и никого не волновала его дальнейшая судьба. Первые 30 лет пластиковые отходы вывозили на мусорный полигон, где они лежат по сей день и будут лежать еще сотни лет.
В наши дни стало понятно, что так продолжаться не может и пора начать поиск устойчивых решений. Особенно эту идею подхватили производители продуктов, косметики и чистящих средств. Мелкие фасованные товары должны отвечать безопасности, но как правило именно они образуют большой объем пластиковых отходов.
Индустрия старается найти решения в плане экологичности упаковки и ее внедрения. Но важно учитывать экономические, социальные, технологические, психологические и гигиенические вопросы.
Сейчас индустрия предпринимает следующие меры:
- снижает вес упаковки, делая стенки емкостей тоньше;
- выбирает перерабатываемые виды пластика, преимущественно ПЭТ;
- разрабатывает формулы биоразлагаемого пластика;
- тестирует многоразовую упаковку;
- отказывается от пластика в пользу стекла или картона.
Экологичность снаружи и внутри
Unilever постоянно увеличивает процент перерабатываемого пластика в упаковке. К тому же, компания работает над сокращением экологического следа упаковки, тестируя современные решения. Так например, в апреле этого года Unilever выпустила линию средств для лица со сменными картриджами для кремов.
К 2050 году компания планирует снизить использование первичного пластика на 50% и использовать не менее 25% переработанного пластика в упаковке. На 2022 год 70% упаковки Unilever подлежало переработке. Также на 2022 год компания обладает самым большим ассортиментом продукции в упаковке из переработанного пластика. В это число входят товары марки «Чистая линия», «Лесной бальзам», «Сто рецептов красоты», Close Up и TRESemmé.
Средство для уборки «Доместос» теперь продается в пятилитровой канистре. Оно представляет из себя концентрат, при разбавлении которого можно получить 150 л чистящего средство. Это очень выгодное предложение для клининговых компаний, владельцев офисных помещений и торговых зданий. Такой ход снижает образование отходов в виде пластиковой упаковки, а также уменьшает углеродный след на этапе логистики.
Менеджер по развитию косметических продуктов в службе исследований и разработки компании Unilever Вера Бирюкова рассказала, что одной из важных областей исследований является биоразлагаемость средства. Это особенно важно для таких средств, как шампуни, мыло, гели для душа. Оказавшись в канализации, через 28 дней они должны превратиться в воду и углекислый газ, чтобы снизить нагрузку на городские канализационные системы.
На конец прошлого года биоразлагаемость средств Unilever увеличилась:
- чистящие средства — 98%;
- уход за волосами — 91,99%;
- уход за полостью рта — 89,63%;
- средства для ухода за кожей — 84,96%;
- средства для мытья рук и тела — 93,09%.
Такие результаты были достигнуты благодаря увеличению в составе компонентов натурального происхождения.
К 2030 году Unilever планирует сделать состав средств на 100% натуральными, уменьшить использование первичного пластика в упаковке и снизить углеродный след жизненного цикла продуктов.
Реакция потребителя
Исследования показывают, что покупатели все больше озабочены состоянием окружающей среды. Люди выбирают безопасные товары для природы и здоровья. Однако еще несколько лет назад никто не смотрел на состав скраба для тела. Этим охотно пользовались производители и использовали в своих средствах микропластик. Сейчас большинство знают о его вреде и такие продукты выбирают меньше. Unilever в составе своих скрабов использует гранулы натурального происхождения: косточки фруктов и ягод или производные целлюлозы.
Касательно финансов, несмотря на то, что люди стараются покупать в рамках своего бюджета или даже дешевле, за натуральные продукты они готовы платить несколько больше.
Компания Unilever провела исследования по отношению запуска веганского мороженого, которые показали, что покупатели заинтересованы новинкой и готовы платить премию в размере 10%. В 2022 году компания запустила в продажу веганское мороженое. В результате ожидания превзошли себя. Веганское мороженое пробовали не только веганы, потому что вкус не уступал сливочному аналогу.
Другим интересным направлением является «розлив» продукта. Это очень перспективно в вопросах экологии, но несет определенные риски:
- Потребитель ожидает от средств без упаковки дешевизны, но при этом сомневается в качестве.
- Потребитель заинтересован в гигиеничности товара и услуги.
- Потребители не привыкли к такому способу покупки средств, поэтому предстоит большая работа над внедрением.
Таким образом «зеленые» инновации хоть и в моде, но многих к ним еще нужно приучать. Люди ходят приобретать экологичные товары, но при этом не готовы лишать себя комфорта. Как показывает практика, максимум на что сейчас готов покупатель — это сортировка отходов. Поэтому на пути к экологичной жизни еще множество исследований и разработок.