Найти тему
Глазами психолога

Быть репетитором: призвание или нужда?

Всем привет! Недавно мы обсудили плюсы и минусы репетиторства с позиции ученика, сегодня же поговорим о репетиторстве как работе.

В качестве репетитора я работала 7 лет, и весной этого года выпустила последних ребят, поскольку полностью погрузилась в другую профессию. Трудилась я в столичной онлайн-школе и местном образовательном центре, а как частный репетитор работала параллельно, если появлялись заявки благодаря сарафанному радио. Также пару лет назад я работала учителем в обычной школе, но в итоге репетиторство победило.

Многие мои коллеги, как и я, очень любят преподавать и не мыслят себя без этой деятельности, даже если имеют другое основное место работы. В моей семье, да и в окружении, разумеется, есть те, кто абсолютно не понимает, зачем работать учителем за копейки. Но важно помнить, что помимо денег у человека еще есть ценности, которые могут быть даже ему самому неочевидны. Например, моими ценностями на тот момент было огромное желание быть полезной, я обожала и обожаю что-то объяснять и чему-то учить, но при этом мне очень важно доверие, уважение и признание. А еще свобода, чего в школе я не получила, а в репетиторстве – сполна, поэтому я на много лет окунулась в эту сферу. Ну и все-таки, конечно, деньги, если сравнивать со школой.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Плюсы быть репетитором:

  • Свобода. Ты сам составляешь себе график, даже если работаешь в образовательной организации. И в сравнении с работой в школе/колледже нагрузка намного адекватнее и легче. Конечно, центр центру рознь, однако те, в которых работала я, требовали от меня только одного: преподавать. Без какой-либо бумажной волокиты или сомнительной внеучебной деятельности. Сделал дело – гуляй смело, как говорится. И это помогало занять свободное время другой работой или обучением.
  • Зарплата. Если брать много учеников и/или групп и если есть много времени для ведения уроков, можно иметь нормальные деньги. Конечно, понятие "нормально" для всех разное, но, к сожалению, взгляд на это всегда субъективен, поэтому руководствуюсь исключительно своим опытом и опытом коллег, живущих в моем регионе и работающих здесь.
  • Творчество. Та же свобода, но уже в преподавании. Даже если работаешь по готовым конспектам – неизбежно привносишь что-то свое, а каждый урок никогда не будет похож на предыдущий.
  • Общение. В рамках репетиторства оно максимально отличается от школы, и в нем опять же заключается больше свободы, больше интереса, доверия и взаимности в приличном смысле этого слова. Есть беседа, есть дискуссия, ребята охотно делятся своим мнением и взглядами на жизнь, своим опытом, и за эти годы я очень многому у них научилась и многое от них подчерпнула. В школе такого контакта не было.
  • Связи. Со многими ребятами мы до сих пор поддерживаем общение, поздравляем друг друга со значимыми событиями в жизни (дни рождения, поступление в университет или его окончание, победы в различных конкурсах и даже свадьбы т.д.), а многие мои ученики уже закончили университет несколько лет назад, и с некоторыми из них у нас есть общие задумки и идеи для совместных проектов.
  • Стабильный эмоциональный фон репетитора. За 7 лет у меня было всего 2 ученика, которые не хотели ничего делать, но это не их и не моя вина, поскольку ребята не имели цели и в целом не хотели никуда поступать после школы (на уроки их привели беспокоящиеся родители). В школе также были прекрасные и чудесные дети, но коллектив оставлял желать лучшего. В репетиторстве получилось не только не выгореть, но и стать более энергичной, веселой и появилось еще больше желания помогать и учить.
  • Коллектив. И в онлайн-школе, и в образовательном центре были чудесные коллеги. Всегда поддержат, помогут, направят, дадут прошеный совет. Никогда не было конфликтов, обсуждений за спиной и иных казусов. Каждый выбирает по себе, и я решила выбрать спокойствие и желание развиваться.

Минусы репетиторства:

  • Нет стабильности. Выбирая свободу, неизбежно чего-то лишаешься. В моем случае это было безработное и безденежное лето, когда я искала различные подработки, как и мои коллеги. И если нет основного места работы и отпускных, – придется туго, если заранее не откладывать и не копить. Ну и в целом нет стабильной работы. Целый квартал (лето) может быть с нагрузкой, а может и не быть.
  • Нет трудового договора. Важно понимать, что подавляющее большинство образовательных центров работает с репетиторами как с самозанятыми, поэтому отпусков, больничных и праздничных выходных может не быть. Я работала по воскресеньям, работала во все праздники, кроме январских (очень часто занятия выпадали на 23 февраля и 8 марта), нужно быть к этому готовым. Соответственно, нет отметки в трудовой книжке, если для вас это важно.
  • Доходы. Такие же нестабильные, как и деятельность. Есть уроки - есть деньги, нет уроков - нет денег.
  • Трудовой опыт. Сам по себе опыт, разумеется, есть, но если вы выходите из репетиторства и параллельно нигде и никем не работали, – на первых порах может быть очень сложно этот опыт куда-то приложить и где-то применить, если вы не собираетесь в школу и иные учебные заведения. Если меняете профессию, – в том числе придется все начинать поистине с нуля (проверяю на себе уже третий год). Само по себе репетиторство – это всё же доп.заработок, поэтому если вы не учитель и учителем быть не планируете, нужно подумать, чем вы можете и готовы заниматься еще.
На мой взгляд, репетиторство – это отличная деятельность для учителей и в целом тех, кто решил связать свою жизнь с образованием и преподаванием. Конечно, время идёт и всё меняется, например, многие мои коллеги – филологи (и не только) по образованию – исключительно репетиторы, не проработавшие ни одного дня в школе и иных учебных заведениях. В общем, каждому своё. Главное, на мой взгляд, – выбирать по душе, развиваться, ставить цели и помнить, что в любой деятельности есть минусы и плюсы.