Найти в Дзене
МИГ ТВ

Косторезы Ямала Сергей Лугинин и Кирилл Никифоров показали свой «Путь к мастерству»

В Музейном ресурсном центре демонстрируется проект «Путь к мастерству» косторезов Ямала. Вниманию зрителей представлены работы заслуженного художника России Сергея Лугинина и залуженного работника культуры ЯНАО Кирилла Никифорова.

На открытии выставки «Путь к мастерству» Кирилла Никифорова (слева) и Сергея Лугинина приветствует и.о. начальника управления культуры администрации Ноябрьска Виктор Подкорытов (справа).
На открытии выставки «Путь к мастерству» Кирилла Никифорова (слева) и Сергея Лугинина приветствует и.о. начальника управления культуры администрации Ноябрьска Виктор Подкорытов (справа).

«Вот мы и вместе!»
Это 50 оригинальных композиций, все они посвящены Северу, философии населяющих его людей, мифологии, природе. Экскурсия по выставке от Сергея Лугинина стала настоящей лекцией о косторезном мастерстве, об истоках промысла и профессиональных секретах.

Сергей Александрович много лет посвятил педагогике, наша беседа получилась живая и познавательная. Были в ней моменты неожиданных открытий: например, знаете ли вы, чем архангельские косторезы отличаются от ямальских? Или почему тобольские мастера все больше занимаются стилизацией фигур, при этом уделяя недостаточно внимания достоверности деталей? Обо всем этом Сергей Александрович говорил легко и, как будто, между прочим. Думаю, что в его книге «Две реки» (в соавторстве с Сергеем Гришиным), которая вышла к 90-летию округа, эти темы освещены подробно, и тем, кто стал обладателем фолианта (как наш Музейный ресурсный центр), крупно повезло.

Работа Сергея Лугинина «Посвящение северному ножу» подарена автором Музейному ресурсному центру.
Работа Сергея Лугинина «Посвящение северному ножу» подарена автором Музейному ресурсному центру.

Малые по форме
Главный рассказ Лугинина был о представленных на выставке работах. Сергей, родившийся в Салехарде, знает быт коренных народов Севера, ненецкие обычаи, сказки, легенды. Каждая вырезанная им фигура имеет свою историю. Оказывается, в тундре бытует легенда о противостоянии белого медведя и моржа: два могучих зверя так или иначе пересекаются на безлюдных снежных просторах. Отраженная в резьбе по кости борьба между природными исполинами впечатляет.

Свой творческий путь Сергей Александрович начал с рисования, он – художник. С 1989 по 2000 годы работал преподавателем изобразительного искусства и черчения в школе № 1 города Салехарда.

Косторезным делом занялся только в 2000-м, когда пришел работать в Окружной дом ремесел, – рассказывает мастер, вспоминая пятнадцать лет, отданных этому учреждению культуры. – К тому времени у меня был накоплен приличный багаж знаний о жизни ненцев, об их охотничьих принадлежностях – о ножах, например. Знаю особенности мужских ненецких поясов, в которые вмещается множество нужных промысловику вещей. Для работы использую бивень и скелетные кости мамонта, лосиный рог, кости шерстистого носорога, большерогого оленя. Подбираю для композиции определенные сорта дерева. Кстати, свои ранние работы я использую сегодня как эскизы для масштабных композиций, с возрастом стал отдавать предпочтение большим фигурам.

Сергей Александрович улыбается, подчеркивая тем самым важность для костореза безупречного зрения. Надо отдать должное: его малые по форме работы очень хороши – танцующие моржи, ревущий мишка, мамонт-пришелец. В 2020 году мастер вырезал композицию для подарка президенту России Владимиру Путину, презент должны были вручить во время его посещения Сабетты – двух медведей, трущихся спинами о шест, изображающий земную ось. Но начался ковид, подарки, в том числе сувениры, запретили передавать государственным деятелям. Мишки заняли достойное место в авторской коллекции Лугинина, выглядят они как иллюстрация к песне Александра Зацепина и Леонида Дербенева из кинофильма «Кавказская пленница».

Несколько фигур выставочной экспозиции посвящены Седне – богине, «живущей в море». По преданию, во время отсутствия мужа она увлеклась тюленем и уплыла с ним в море. Таким Казановой оказался ластоногий… Но ответственность за дом на женщине: если бросила очаг, значит, плохая. Так считают ненцы. Но кажется, что Сергей Александрович вполне разделяет их взгляды на царящий в мире порядок.

«Ворон, укравший солнце» – эта фигура, по отзывам посетителей, завоевала Приз зрительских симпатий.
«Ворон, укравший солнце» – эта фигура, по отзывам посетителей, завоевала Приз зрительских симпатий.

Большие по содержанию
Отдельной главой в мастерстве костореза значатся национальные ножи. Есть работа под названием «Нож для бумаги с японской маской», есть инуитский нож (инуиты – северный народ, проживающий в Канаде, – Прим. авт.). Есть «Посвящение северному ножу» – эту композицию Сергей Лугинин презентовал Музейному ресурсному центру.

Мы с Кириллом Никифоровым разные и одновременно похожи, это видно по выставленным в зале работам, – резюмировал в конце экскурсии мастер. – Я более традиционалист, Кирилл – более новатор. Все согласно возрасту: в мае я отметил шестидесятилетие. Однако творческих планов громадье, я верю: впереди – заманчивые перспективы. Что касается начинающих косторезов, хочу им пожелать любознательности и усердия. Если вырезать фигурки животных (заниматься анималистикой), то надо знать анатомию медведя, моржа, тюленя. Школ косторезного мастерства в России много, но ямальская – ближе всех к природе.

А вот что сказал сам Кирилл Викторович, идейный вдохновитель проекта:
Работали над реализацией идеи более трех лет. Планы менялись, выставка переносилась. Но вот, наконец, она состоялась, чему мы, безусловно, рады.

Добавим, что «Путь к мастерству» работает до 30 сентября, посетить экспозицию можно по пушкинской карте.

Людмила Бондырева
Фото Владислава Саверченко