Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Оперировала под открытым небом. Рассказываем о белорусской медсестре Екатерине Кузьменковой

Оглавление

Екатерина Федоровна Кузьменкова родилась в 1920 году в деревне Демидовичи Костюковичского района Могилевской области. После семи классов школы, решила стать медицинским работником и окончила девятимесячные курсы по подготовке медсестер. А когда началась Великая Отечественная война, то Екатерина добровольно ушла на фронт, работала в полевом госпитале хирургической сестрой.

Екатерина участвовала в боях под Москвой в 1941 году и прошла за 4 года боевой путь от Москвы до Берлина. За свои заслуги перед Родиной была награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а еще и орденом Красной Звезды!

-2

О госпиталях Великой Отечественной и работе медсестер

Для лечения раненых и скорейшего возвращения их в строй в ходе Великой Отечественной войны в Советском Союзе была налажена система полевых, стационарных и подвижных медицинских учреждений: госпиталей, военно-санитарных поездов, и даже пароходов. Здесь не гремели горячие бои и сражения, но в течение всей войны шла круглосуточная самоотверженная битва за жизнь советских солдат. В целом за период войны в лечебных учреждениях всех наименований было учтено более 22 млн. человек госпитализированных, в строй же возвращено 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров. В абсолютных показателях эти данные впечатляют: госпитали вернули на фронт для того, чтобы бойцы продолжили сражаться против врага, свыше 17 млн. человек!

Полевые госпитали, а именно в полевых госпиталях и прошла дорогами Великой Отечественной войны наша землячка, старшина медицинской службы Екатерина Кузьменкова, располагались в палатках, в лесу, землянках, операции могли проводиться и прямо под открытым небом.

Тяжелые испытания легли на плечи младшего и среднего медперсонала, работавшего в полевых госпиталях. А ведь основную часть, львиную долю их(!), составляли девушки и женщины-медсестры, санитарки и сандружинницы, которым было зачастую-то всего по 17-20 лет. Но сколько бойцов и командиров, находившихся на излечении в полевых госпиталях, запомнили на всю жизнь их мягкие добрые руки, тихий, полный теплоты голос, и горячо благодарили за спасенные жизни.

Они зачастую работали круглые сутки — разгружали автомашины и эшелоны с ранеными, перемещали на себе беспомощных людей на перевязки и процедуры, топили печи, стирали и сушили бинты, простыни, солдатское белье, готовили пищу. И, конечно же, они исполняли и свои прямые обязанности: осуществляли уход за ранеными, помогали врачам при операциях, несли бессонное дежурство, нередко становились донорами, сдавали по 500 граммов крови по 10-20 раз. Во время войны в одном из Подольских госпиталей зародилось движение по индивидуальному шефству над тяжелоранеными. Его инициатором стала санитарка Вера Трегубенко, и эта благородная инициатива получила распространение и в других госпиталях страны. Маленькие женские руки хрупких медицинских сестер, имевших огромную, подчас непостижимую, силу воли, умели возвращать в строй, казалось бы, даже самых безнадежных бойцов.

Одной из них и была всю Великую Отечественную войну белоруска Екатерина Кузьменкова, старшина медицинской службы, хирургическая медицинская сестра полевого госпиталя.

Из наградных листов на Екатерину Кузьменкову

*** к медали «За боевые заслуги»:

-3

«Кузьменкова Е.Ф. работала в полевом госпитале 1559 в качестве младшей медицинской сестры, показала образец самоотверженной работы, за период годовой работы оказала квалифицированную помощь свыше тысячи раненым бойцам, командирам и политработникам. Среди раненых пользуется уважением и любовью. Она умело сочетает в себе качества энтузиаста медработника и преданной чуткой советской женщины, связывая тяжело раненных с их родными написанием писем.»

*** к ордену Красной Звезды:

-4

«В действующей армии т. Кузьменкова с 1941 года, в должности хирургической сестры. Свой опыт передала многим медсестрам. Во время зимнего наступления Красной Армии в 1945 году при большом потоке раненых, не выходя из перевязочной работала 26, 27. 28 января, бессменно. И только в эти дни ею лично перевязано 95 человек и перелито крови 15 раненым. Кроме того, Кузьменкова Е.Ф. является активным донором: восемь раз сдавала кровь для спасения жизни раненых. Активно участвует в общественной жизни госпиталя, является комсоргом и агитатором».

Раненые воины, находясь на излечении в госпитале, всегда были окружены заботой и вниманием со стороны нашей землячки. А она за свою исключительно добросовестную работу в полевых госпиталях неоднократно получала благодарности от командования госпиталя.

Из воспоминаний госпитальных медицинских сестер

*** Однажды в госпитале проводилась сложная операция, у тяжелораненого солдата удаляли осколки. Хирург и вся операционная бригада валились с ног, но работали самоотверженно, спасая раненых. В это время начался очередной вражеский авиационный налет. Немцы, как известно, не щадили никого и бомбили даже палатки с медицинскими крестами. Поэтому, когда даже рядом начали рваться бомбы, бригада продолжала свою тяжелую работу по оказанию помощи солдату, лежащему на операционном столе. Прерывание операции однозначно грозило смертью раненому. Никто не ушел со своего поста. Напряжение возросло до предела. И вдруг, совсем рядом с палаткой грохнул мощный взрыв. Палатка сильно колыхнулась от удара взрывной волны, а одна брезентовая «стенка» ее оказалась изрешеченной осколками. Через несколько секунд оправившись от потрясения, медики убедились, что никто не пострадал и вернулись к операции. Но оперировать было уже некого … Один из поразивших палатку осколков, пролетев в сантиметрах между оперирующими, попал в раненого, который находился под наркозом, и убил его. Не приходя в сознание, тот умер прямо на операционном столе… Это было ужасно…

*** Часто не хватало наркоза, и приходилось делать операции при сознании раненого. Его и держали, и привязывали, и в зубы ему давали ложку, чтобы стиснул и терпел, и уговаривали… Некоторые страшно кричали и впадали в болевой шок, из которого их нелегко было потом вывести. Было страшно, но наградой за такие мучения было чудесное выздоровление многих смертельно раненых бойцов. Основным обезболивающим средством был медицинский спирт.

*** Нередко снабжение госпиталей всем необходимым отставало. И тогда случалось, что медперсонал посылали по близлежащим деревням за дровами и провиантом, собирать на неубранных полях мерзлую картошку, мыть окоченевшими руками клубни, очищать от примерзшей грязи, размораживать и варить. И такой «картошкой» приходилось кормить раненых, при этом мало кто роптал… На войне могло случиться всякое. Война есть война…

-5

Послесловие

Вплоть до своей кончины в 1971 году, как признавалась сама Екатерина Федоровна Кузьменкова, ей часто снились госпиталь, раненые, и, конечно, боевые друзья — медицинский персонал.

А еще такие бесхитростные, но очень правдивые, строки стихов неизвестного самодеятельного фронтового поэта:

Глаза открыв – передо мной лицо,
Оно глядело на меня смешно…
Я застонал и тихо прошептал:
«Прости, родная, город немцам сдал…».

Она тихонько тронула меня,
И мне сказала теплые слова:
«Поспи, родной мой, все еще вернешь,
Поправишься, и снова в бой пойдешь».

И силушка откуда-то взялась,
Креп организм, душа на бой рвалась,
Враг убегал с родной моей страны,
Слова я помню милой медсестры:

«Поспи, родной мой, все еще вернешь,
Еще немало ты дорог пройдешь».

И в мирное время Екатерина Федоровна Кузьменкова исключительно добросовестно работала в медицине, и за доблестный самоотверженный труд медицинской сестры в 1966 году она была награждена высокой государственной наградой — орденом «Знак Почета»!

-6

В годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона младшего и среднего медицинского персонала. Солдаты службы здоровья! Не побоюсь повториться: своим самоотверженным трудом, профессионализмом, лаской и заботой за годы Великой Отечественной войны советские военные медики вернули в строй более 17 миллионов воинов!

НИЖАЙШИЙ ИМ ПОКЛОН.

-7

Автор статьи: Владимир Касьянов.