Найти тему

История про миллион тюменской нефти в сутки

В начале сентября по традиции профессиональный праздник отмечают работники нефтяной и газовой промышленности. Почти 70 лет назад в свет вышел первый номер ежемесячного производственно-массового журнала «Нефтяник», в котором обсуждались самые разные технологические и рабочие вопросы. Заглянем в один из номеров.

В 1981 году Нижневартовскому управлению буровых работ №1 исполнилось 17 лет. События в жизни предприятия были удивительные. В 1975 году Нижневартовское управление было удостоено ордена Трудового Красного Знамени. Ему выпала честь начинать освоение знаменитого Самотлорского месторождения, устанавливать рекорды скоростного бурения скважин. На предприятии сформировались коллективы под руководством прославленных буровых мастеров Геннадия Михайловича Левина, Владимира Тимофеевича Громова, Виктора Васильевича Китаева.

Нефтяники Самотлора
Нефтяники Самотлора

Инициатива Главтюменнефтеза и Тюменгазпрома о добыче одного миллиона тонн нефти и одного миллиарда кубометров газа в сутки не стала для них неожиданностью.

Главный инженер Нижневартовского управления буровых работ №1 Борис Михайлович Давыдов не скрывал: когда определён конкретный рубеж нефтедобычи, легче и проще организовывать социалистическое соревнование между коллективами управлений буровых работ Главтюменнефтеза и между бригадами внутри каждого управления.

Борис Давыдов
Борис Давыдов

«Чтобы оценить наш вклад в ежесуточный тюменский миллион тонн нефти, приведу несколько цифр. В 1981 году плановое задание для УБР – 760,7 тысяч метров горных пород, социалистические обязательства 765 тысяч метров или, если переводить метры на скважины, – 363 скважины в год. Средний дебит скважины – 100 тонн в сутки, отсюда прирост добычи нефти в год по одному нашему управлению за счёт бурения составит 13 миллионов тонн», - рассказывал Борис Давыдов.

Он часто сопровождал советских писателей, которые регулярно, как было принято говорить, десантами высаживались в Тюменскую область. Борис Михайлович – очень подкованный производственник и становился настоящим экскурсоводом по Нижневартовску, рассказывал байки, случаи из трудовых будней, говорил обо всей цепочке рабочей эстафеты: строителях, вышкомонтажниках, геофизиках, бригадах освоения, промысловиках. И утверждал, что отношение смежников к своим обязанностям очень беспокоит.

На месторождении тюменского севера
На месторождении тюменского севера

«Мы могли бы бурить гораздо больше и быстрее, если бы нам помогали подрядчики. Пробурить скважину – проблем нет, но… Все эти «но» начинаются с дороги. Основной поток грузов на куст (имеется в виду куст скважин) идёт в то время, когда он строится. Должна быть настоящая дорога, по которой можно довезти оборудование, технику, материалы, людей, а мы её не имели. Волнуют вопросы материально-технического снабжения. Бурение – процесс непрерывный, его остановить нельзя. Это понимают все. Но в субботу и воскресенье мы остаёмся с Самотлором один на один. Не дай бог, случится какая-то неполадка, авария – ни барита, ни труб не дождёшься. Я не новичок в бурении. Помню, как было раньше. Стоило диспетчеру позвонить в гараж и сказать: «Стоит буровая!» - шофёра моментально отправляли на линию. А мы вынуждены «гонять раствор», чтобы не останавливать буровую», - делился главный инженер в 1981 году.

На областном радио в те годы выходила передача «За миллион тонн нефти, миллиард кубометров газа в сутки!» Корреспонденты записывали голоса своих героев на месторождениях Нижневартовского, Сургутского, Нефтеюганского районов. И чтобы добраться до места назначения, вынуждены были по продавленной лежневке подпрыгивать, набивая шишки, прижимая к телу главную ценность - репортерский магнитофон, а при подъезде к кусту скважин с радостью встречали ровную бетонку.

Борис Давыдов откровенно говорил о том, что его коллектив работает в обустроенном районе, а в объединении Нижневартовскнефтегаз были буровые предприятия, созданные в десятой пятилетке, которые трудились вахтовым методом. «Недра Сибири ещё недостаточно изучены, самые опытные специалисты, работавшие на юге страны, приезжая сюда, начинают учиться заново. И нужно время, чтобы выйти на наши темпы и нашу производительность», - подчеркивал он.

Нефтяники Главтюменнефтегаза
Нефтяники Главтюменнефтегаза

В подразделениях Главтюменнефтегаза трудилось почти 400 тысяч человек, средний возраст - 29 лет. Генеральный директор Лангепаснефтегаза (1987-1990 гг.) Юрий Шафраник, начинавший слесарем-механиком в НГДУ «Нижневартовскнефть», вспоминал, как в 28 лет его отправили на освоение нового нефтяного района. Начав в 1980-м с нуля, построили среди болот и тайги города Лангепас и Покачи, вышли к 1990-му на ежемесячную добычу 30 миллионов тонн нефти. Такое не забывается.

В Главтюменнефтегазе насчитывалось 538 комсомольско-молодежных коллективов. Карьерный рост ошеломляет до сих пор. Сегодня молодые специалисты – завтра руководители структурных подразделений. Разрабатывали и воплощали сложнейшие организационные, технические и технологические решения. В короткие сроки добивались невероятно высоких результатов. Создавали Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

На месторождении
На месторождении

Время требовало от тюменцев не менее миллиона тонн нефти в сутки. Планы одиннадцатой пятилетки — 630 миллионов тонн нефти к 1985 году. Весной 1985-го последним начальником Главтюменнефтегаза стал Валерий Исаакович Грайфер.

В 1986-м ежесуточная добыча в Западной Сибири превысила миллион тонн, достигнув 389,7 миллиона тонн в год. В 1988-м тюменские нефтяники добыли уже 408,6 миллиона тонн. В 1990-м перестал существовать Главтюменнефтегаз, а затем министерство. По мнению многих нефтяников, ликвидация главка была трагической ошибкой. Но на его месте в 1990-е образовались нефтяные компании.

У первого секретаря Тюменского обкома КПСС (1973-1990 гг.) Геннадия Павловича Богомякова было выражение: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». По его словам, не будь Протозанова, Щербины, Богомякова, нашлись бы другие руководители, кто выполнял бы те же самые задачи.

По мнению председателя Тюменской областной думы Фуата Сайфитдинова, нефтяники и газовики сделали все, чтобы большая Тюменская область стала территорией успеха. «Сегодня в очень непростое время нефтяная отрасль, нефтяная промышленность остается главной опорой Российского государства, определяя ее социально-экономическую и политическую стабильность.

Фуат Сайфитдинов вручает награды сотрудникам компании "Сургутнефтегаз"
Фуат Сайфитдинов вручает награды сотрудникам компании "Сургутнефтегаз"

Глава Совета министров СССР, легендарный реформатор Алексей Косыгин на одном из совещаний в Тюмени сказал пророческую фразу: «Если бы не тюменская нефть, с нами в мире разговаривали бы совсем на другом языке». И сегодня мы все чаще вспоминаем эти слова», - отметил Фуат Сайфитдинов.

Алексей Косыгин
Алексей Косыгин

Сколько добывает Россия сегодня? Центр развития энергетики обобщил итоги за 2022 год. Основные результаты: добыча нефти составила 535 млн тонн. Санкции и ограничения пока не сказались на производственных показателях ключевых отраслей ТЭК, констатируют в Центре развития энергетики, потому что российские компании смогли наладить маршруты экспорта энергоносителей в дружественные страны. Экспорт нефти из России поддержали Китай и Индия.