«Сама, повзрослев, я поняла: будь у меня незрячий ребенок, однозначно отдала бы его в интернат, даже в тысячах километров от дома».
«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.
Екатерина, незрячая
«Незрячие и слабовидящие дети могут учиться в специализированной школе-интернате, на дому или в инклюзивной школе.
Школа-интернат
В таких школах используют адаптированные методы обучения и образовательные программы, брайлевские книги или книги с крупным шрифтом, тактильные пособия и макеты, специальные лупы для увеличения шрифта, приборы прямого чтения и "Школьник", прибор Синявского (приспособление для черчения), грифели, колодки и прочее. Преподаватели имеют специальную подготовку.
Обучение незрячих и слабовидящих детей проходит 12 лет. Это связано не с какими-то интеллектуальными недостатками незрячих ребят, а со сложностью в усвоении тактильного материала. Например, плоскопечатный вариант "Войны и мира" Льва Толстого составляет всего четыре книги. Незрячему ребенку нужно принести из школьной библиотеки десяток огромных брайлевских книг, да еще это все прочитать.
В классах детей гораздо меньше, чем в массовой школе, приблизительно около 10 человек. Но зато учителю выпадает возможность заниматься с каждым ребенком индивидуально. В этом несомненный плюс.
В школах-интернатах дети в основном живут в общежитии. За ними присматривают воспитатели и педагоги. Те дети, которые проживают рядом со школой, посещают ее ежедневно.
Помимо общешкольных дисциплин, в спецшколах обучают навыкам, необходимым в обычной жизни: чистить обувь, заправлять постель, готовить еду, вязать и прочее. Обязательно в спецшколах незрячих детей учат ориентироваться в пространстве (сначала в здании школы, потом на ее территории, затем в городе), а это очень важно для того, кто не видит.
Учебный день в школе-интернате делится на несколько этапов: уроки, коррекционные классы (если необходимо), музыкальный, театральный, творческий и прочие кружки, спортивные секции, прогулка, самоподготовка (дети делают домашнее задание под присмотром воспитателей). Разумеется, на протяжении дня – завтрак, обед, ужин и два полдника. В каждой школе распорядок может быть свой, но в основных моментах обучение в спецшколах схоже.
Зачастую в спецшколах старшеклассники проходят занятия по профподготовке. Обычно они изучают массаж и получают разряд. Те, кто хочет развиваться дальше в профессии, после окончания школы поступают в соответствующие массажные училища.
В некоторых спецшколах занятия по профподготовке включают различные профориентационные мероприятия. Ребята посещают мастер-классы различных специалистов, встречаются с юристами, психологами, музыкантами с инвалидностью, знакомятся с профессиями, проходят психологические и профориентационные тестирования.
Есть школы-интернаты отдельно для слабовидящих детей и для незрячих. Но в большинстве случаев детские школьные группы смешанные. В этом тоже есть свой плюс. Ребята друг другу помогают и в учебе, и в быту. Немного сложнее учителям, ведь им приходится владеть Брайлем и контролировать видящих ребят, но ведь это специализированная школа, поэтому туда устраиваются на работу те, кто в состоянии обучить детей с нарушением зрения.
В специализированную школу дети не всегда попадают с первого класса. Многие теряют зрение гораздо позже, иногда даже в старших классах. В таком случае с ребенком работает тифлопедагог и другие специалисты, ведь нужно адаптировать незрячего ребенка к жизни среди сверстников, научить его Брайлю, минимальной ориентировке на месте.
Детям с ослабленным зрением и неблагоприятным прогнозом также рекомендуют поступать в школу-интернат и сразу же осваивать рельефно-точечный шрифт Брайля, так как в этом случае снижается нагрузка на глаза.
Инклюзивные школы
В инклюзивных школах незрячий ребенок учится среди своих зрячих сверстников. Как правило, в таких школах выделяют отдельно коррекционные классы для детей с инвалидностью.
Многие родители, которые упорно не хотят смириться с тем, что их ребенок незрячий, убеждены в том, что слепой ребенок должен учиться исключительно в инклюзивной школе. Они не пытаются изучить ситуацию самостоятельно. А проблема в том, что для обучения в инклюзивной школе ребенку нужен помощник (тифлопедагог, тьютор, секретарь).
Такой помощник будет объяснять школьнику, что написано на доске, читать контрольные работы на карточках, которые раздает учитель, записывать за ним то, что говорит учитель (ведь незрячих детей в инклюзивной школе никто не будет учить Брайлю), записывать за ребенком его сочинения, решения математических задач и прочее, чтобы это все смог прочитать учитель. Иначе ребенок будет сидеть и пытаться все освоить на слух. Многие предметы сразу же станут ему недоступны. Об индивидуальном подходе в таком случае придется забыть. В классе, где 30 учеников, учитель физически не сможет отдельно уделить время незрячему ребенку.
Считается, что инклюзивные школы помогают незрячим детям быстрее социализироваться. Возможно, но качество образования у незрячих выпускников инклюзивных школ будет очень плохое.
Если ребенок захочет дальше куда-либо поступать, ему придется нанимать репетиторов по основным предметам, учить Брайль, так как не все преподаватели вузов разрешают записывать свои лекции на диктофон.
Кроме того, традиционный ЕГЭ на слух не сдашь. Эти тесты адаптируют в спецшколах, ведь сейчас именно по результатам ЕГЭ происходит поступление в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Даже если в школе-интернат ЕГЭ нет, учителя помогут ребенку его сдать.
Специалисты рекомендуют незрячим детям учиться в спецшколе, а инклюзивные классы посещать, например, во второй половине дня. Тогда будет и социализация, и усвоение школьного материала, и адекватная самооценка у самого ребенка.
Когда я училась в 9 классе школы-интерната в Болшево, в рамках какой-то инклюзивной программы я ходила на уроки в соседний лицей с углубленным изучением иностранного языка. На геометрии я слушала, что говорит учитель и устно пыталась решить задачу. Устно я пыталась это решение объяснить. Получалась какая-то клоунада.
Программа лицея опережала программу школы-интерната совсем немного, буквально на несколько тем, но моя базовая подготовка по геометрии потрясла даже учителя в лицее. Помню, я решила задачу на тему, которую мы в интернате еще даже не проходили. Но в нашей школе я ходила на факультатив по геометрии, поэтому справилась с задачей. Это к вопросу качества подготовки в школе-интернате.
А вот с литературой у меня были реальные проблемы. Учитель шарахался от меня. Я просиживала урок в лицее, потом шла в нашу школьную библиотеку и искала нужные брайлевские книги. Я с удовольствием перестала ходить в этот лицей, так как планировала поступать в университет и мне нужна была полноценная подготовка и полноценное образование, а не эта имитация образования незрячего в лицее.
Обучение на дому
Некоторые незрячие дети, особенно имеющие сочетанные нарушения здоровья (ДЦП, слух, особенности ментального развития) учатся на дому. Многие родители сажают на надомное обучение совершенно нормальных незрячих ребят, демонстрируя никому не нужную гиперопеку.
Конечно, образование ребенок получит, так как сейчас развито дистанционное обучение, преподаватели из школы также будут к нему приходить. Но ребенок будет изолирован от своих сверстников. Кроме того, над ребенком нужен будет постоянный контроль со стороны родителей, который, как показывает практика, они обеспечить не могут, так как сами попросту не знают, как учить незрячего ребенка.
Повысить качество обучения можно с помощью дополнительных занятий, но вряд ли родители готовы выкладывать огромные деньги, чтобы к их незрячему ребенку приходили суперучителя и он мог получать глубокие знания по всем предметам. Раньше в дворянских семьях обучение на дому было популярно, но на дворе 21 век, почему бы не поучиться в специализированной школе, а в качестве углубленного обучения позаниматься с репетитором на дому?»
Маргарита, незрячая
«Наверняка вам знакомо понятие "инклюзия". У многих оно ассоциируется прежде всего с инклюзивным образованием, то есть таким, при котором ребенок учится не в специализированном учреждении (интернате для незрячих, для глухих, для детей с особенностями ментального развития), а в общеобразовательной массовой школе, вместе со сверстниками без инвалидности.
Инклюзивное образование — это не надомное, не семейное обучение. Оно подразумевает включение ребенка в школьную жизнь, посещение уроков, участие во внеклассной деятельности. Предполагается именно равное, полноценное участие, конечно, сообразно возможностям здоровья.
В последние годы тема инклюзивного обучения набирает популярность. О его преимуществах все чаще говорят чиновники от образования; родители стремятся отдать своего ребенка не в интернат, который порой находится вдали от дома: в областном центре, а то и вовсе в другом регионе.
Но проблема в том, что одно дело — ввести понятие об инклюзивном образовании на законодательном уровне, то есть на бумаге; совсем иное — то, как эти новшества будут воплощены в реальности.
Посадить незрячего ребенка в класс с 30 зрячими сверстниками — вовсе не инклюзия. Сформировать класс, где среди сорока учеников будут двое неслышащих, один с расстройством аутистического спектра, один с тяжелой формой ДЦП и парочка слабовидящих — тоже не она.
Инклюзивное обучение (обучение в массовой школе) предполагает, что, например, незрячий ребенок будет в полной мере обеспечен доступными для него материалами: учебниками и пособиями, набранными шрифтом Брайля, рельефными географическими картами и так далее.
Кроме того, такому ученику должен быть предоставлен тьютор, который поможет освоить пространство школы и класса, прочитает вслух информацию с доски. Но это уже получается индивидуальный подход. И вопросов больше, чем ответов:
- Не помешает ли тьютор учебному процессу?
- Станет ли школа, в которой на тысячу учеников трое незрячих, заниматься обеспечением доступа к учебным материалам?
- Как будут складываться отношения незрячего ребенка с видящими одноклассниками?
Немного личного опыта: дело в том, что я познала "прелести" инклюзивного образования на себе. Правда, в те годы (я училась с 1993 по 2004) это так не называлось.
Просто ближайший интернат, о котором знали родители, был в Самаре, а жила я тогда в Оренбургской области (город Орск). Я росла очень слабым, болезненным ребенком, меня ни за что не хотели отдавать в интернат.
Были и другие причины: родители стремились воспитывать меня в зрячей среде, чтобы я не "нахваталась слепецких привычек". Но им пришлось здорово потрудиться, дабы я могла получать образование.
В массовую школу меня взяли без проблем. Раньше в той школе преподавала физику моя бабушка. Директор и многие учителя ее помнили. Брайля я не знала, освоила его самостоятельно лишь в 17 лет.
Училась сначала только на слух и на память. Позже появилась печатная машинка, самая обычная. Пришлось выучить клавиатуру и печатать вслепую, не имея возможности проверить написанное.
Позже, в седьмом классе, появился магнитофон. Учебного материала стало больше, с первого прочтения информацию я уже запоминать не могла, и родственники записывали мне параграфы из учебников и домашние задания на кассеты.
Ответы к домашним заданиям я, следовательно, печатала на машинке. Учителям огромная благодарность: они не поленились освоить мой метод выполнения домашних работ и проверяли их.
Алгебраические выражения, физические и химические формулы я писала как есть, словами, ибо не было даже латинской раскладки. Так и писала: "квадратный корень из 16«, "косинус угла Т…"
Училась я на "отлично". По окончании школы мне вручили золотую медаль. Но в общении с одноклассниками случился полный провал. Нам было просто не о чем разговаривать. Я молчала целыми днями, сидела за партой одна, взаимодействовала только с учителями.
Да и в самом образовательном процессе имелись пробелы: на уроки физкультуры, рисования, черчения, труда я не ходила. Присутствовала на них, но ничего не делала, сидела и скучала, ведь осмысленно пользоваться карандашами, ручкой, красками я не могла, а никакой альтернативы не было.
Сейчас понимаю, что вместо карандашей мог бы быть пластилин, вместо дерева и пилы — ножницы, бумага и клей. Но так далеко мысль ни родителей, ни учителей не добежала.
В школе-интернате незрячему ребенку должны давать основы самостоятельности: помочь освоить бытовые навыки, ориентирование в пространстве с белой тростью. Раньше, слышала, так и было: учили готовить хотя бы элементарные блюда, гладить и стирать, перемещаться с тростью.
Сейчас с этим дела обстоят все хуже. Но кто будет давать детям такие специфические навыки в обычной школе?
Сама, повзрослев, я поняла: будь у меня незрячий ребенок, однозначно отдала бы его в интернат, даже в тысячах километров от дома. Все же в школе-интернате для незрячих и слабовидящих есть тифлопедагоги, тифлопсихологи, то есть те, кто обучен работе именно с детьми с нарушением зрения.
Также имеются (по крайней мере, должны быть) компьютеры с установленными программами экранного доступа, а значит, незрячий ученик не будет сидеть без дела на уроке информатики, как вышло в моем случае.
Уроки физической культуры и труда тоже не останутся без внимания. Незрячий ребенок сможет под присмотром преподавателя плавать в бассейне, заниматься на тренажерах, играть в игры со звенящим мячом, работать с деревом, клеем и бумагой, глиной, песком и пластилином…
К сожалению, не все чиновники от образования осознают необходимость наличия школ-интернатов. Интернаты упраздняют, происходит их слияние, перепрофилирование. Так, известны примеры слияния интерната для слабовидящих и для глухих, для незрячих и для детей с особенностями интеллектуального развития. И это совершенно губительная практика.
Специализированные школы (для незрячих и слабовидящих, для глухих и слабослышащих и так далее) должны быть в каждом регионе, желательно в каждом городе.
Мне сложно представить, что инклюзивное образование достигнет в обозримом будущем такого уровня, при котором массовая школа смогла бы дать незрячему ребенку те знания и навыки, которые он получит в школе-интернате. Но, разумеется, у родителей должен быть выбор, в какую школу отдать ребенка.
Оптимальным многие специалисты считают следующий вариант: в начальных и средних классах ребенок учится в интернате, а в старших классах посещает массовую общеобразовательную школу. В этом комбинированном варианте, соглашусь, есть преимущества, равно как и недостатки. В частности, при смене школы разрушаются социальные связи ребенка. Он вынужден расстаться с друзьями и любимыми учителями. Да и примут ли условно здоровые сверстники незрячего новичка?»