Найти тему
4,4K подписчиков

Нужно ли перемешивать или инвертировать сахар перед брожением?

1,1K прочитали

Буквально пару месяцев назад я хвастался, что у меня дрожжи всегда сбраживали весь сахар. Не было ни единого прецедента, чтобы дрожжи сварились, замёрзли или просто прекратили свою деятельность. Буквально до недавнего эксперимента.

Я решил поставить брагу на дрожжах от разных производителей. Цель - сравнить запах между брагами, потому что многие утверждают, что он разный. Мол, на брагманах пахнет шампанским, а на хлебопекарных непонятно чем...

В общем, поставил я свои 130 литров браги, АБСОЛЮТНО НЕ ПЕРЕМЕШИВАЯ САХАР НА ДНЕ, и благополучно уехал на 10 дней в отпуск. Когда вернулся домой, то меня ждал сюрприз.
Пакмая Кристал, Брагман 48 и Для Самогона Турбо 48.
Пакмая Кристал, Брагман 48 и Для Самогона Турбо 48.

Что произошло?

Внешне брага ничем не отличается от обычной. Дрожжи полностью осели на дно, цвет прозрачно-коричневый. Плюс-минус как и всегда.

Начал я с небольших ёмкостей, куда высыпал бюджетные хлебопекарные дрожжи Пакмая Кристал. Я гнал на них много лет, но здесь они меня подвели. Вместе с дрожжевым осадком на дне остался слой нерастворенного сахара. Он затвердел настолько, что его пришлось обстукивать с обратной стороны дна, чтобы он отвалился. По ощущениям, сахара осталось в районе 1,5-2 кг.

В соседней ёмкости ситуация получилась аналогичная, только сахара оказалось было чуть больше (я его не взвешивал, чисто на глаз). Дрожжи тоже Пакмая Кристалл.

Брагман 48 и Для Самогона Турбо 48 со своей задачей справились на ура. По запаху брага на турбодрожжах пахнет действительно приятнее. Не могу назвать её шампанским, но на фоне хлебопекарной браги на турецких дрожжах она явно лучше.

Обе ёмкости на одинаковых дрожжах. Слева внизу виден дрожжевой осадок вместе с сахаром.
Обе ёмкости на одинаковых дрожжах. Слева внизу виден дрожжевой осадок вместе с сахаром.

Почему так произошло?

Когда я ставил брагу на брожение, я сделал несколько вещей, который никогда не делаю. Полагаю, их совокупность и привела к неудаче:

  1. Я не размешал сахар. Обычно я засовываю в ёмкость руку и мешаю всё содержимое, пока оно плюс-минус не растворится. В этот раз я просто залил по 20 и по 40 воды соответственно и с этой процедурой не парился.
  2. Я не перемешал дрожжи. Просто рассыпал их по поверхности и прикрыл ёмкость. Обычно я лопаточкой их всё-таки перемешиваю, но пару раз оставлял и так, проблем с брожением никогда не было.
  3. Я сделал гидромодуль ~1к3. Всегда работаю исключительно на соотношении 1 к 4, а тут вроде как оставляю на 10, думал, что выбродит. Ага, выбродило...
  4. Была реально высокая температура «за бортом». Все 4 бродильные ёмкости стоят на балконе, окно иногда открывается, а иногда закрывается. Когда жарило солнце +33, возможно, дрожжи просто сварились (само брожение + жара).
Брага как слеза.
Брага как слеза.

Сколько вышло самогона из «недоброженной браги»?

Всю жидкость, которую я смог снять с осадка, я отправил на двойную перегонку в аппарате Люкссталь 8М (https://luxstahl.com).

Изначально я ставил ~36 кг сахара. По 12 кг в большие ёмкости и по 6 в маленькие. То есть на выходе у меня должно было получиться около 36 литров литра самогона 40%.

На практике получилось 33 литра. Как раз вот эти несколько кг сахара и подпортили общую картину, хотя и не совсем критично. Потери составили чуть меньше 10% от общего количества хорошего продукта.

Разбавленный самогон ~40%.
Разбавленный самогон ~40%.

Выводы, чтобы такого больше не повторилось

Я всё-таки грешу на то, что просто нужно было нормально размешать брагу. Сахар на дне настолько сильно «скоксовался» в камень, что дрожжи просто не смогли его скушать (но это не точно).

Весь сахар я всё-таки отколупал и отправил на брожение со следующей партией. Процесс пока что ещё идёт, чем закончится - не знаю. Надеюсь, что эпопея на этом закончится).

Гнал я тоже не совсем стандартно. Самогонный аппарат Люкссталь 8М на базе перегонного куба от компании Wein на 37 литров, а увеличитель тоже вместе с ЛС8М покупал. Всё прошло успешно!
ЛС8М на базе Wein.
ЛС8М на базе Wein.