Этим летом вновь была поднята тема изменения порядка продажи лекарств в аптеках. Заговорили о том, что с 1 сентября лекарственные препараты будут отпускать только по рецептам. Мол, обычные сироп от кашля, но-шпу, анальгин или седальгин, прочие обезболивающие, противовирусные просто так теперь не купишь, и стоит, наверное, срочно начинать закупать медикаменты впрок.
«Без паники!» — призвал на пресс-конференции в РИА «Новости Крым» руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым, городу Севастополю, Запорожской и Херсонской областям Василий КЛИМОВ и постарался объяснить, как новые правила продажи лекарств будут реализовываться в реальной жизни.
Василий Климов сразу заверил, что рядовые граждане смогут, как и прежде, приобретать необходимые лекарства в привычном порядке. Каждый раз обращаться к терапевту или другому специалисту не потребуется.
«Для покупателей ничего особо не изменится: как приобретали лекарство от мигрени или кашля, так же можно будет их приобретать и дальше», — говорит спикер.
Изменения, которые начинают действовать с первого дня осени, касаются только группы лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учёту.
«В своё время эти правила были отсрочены из-за пандемии, и лекарства отпускались по упрощённой системе. Теперь они отпускаются по рецепту, подлежащему предметно-количественному учёту. В данный список внесены препараты, содержащие наркотические, сильнодействующие ядовитые вещества, а также обезболивающие и психотропные, которые применяются в психиатрии, ну и противосудорожные. Но они и так всегда должны были продаваться исключительно по рецептам, во всяком случае точно с апреля 2014 года, когда вышел приказ Минздрава РФ № 183н с утверждённым перечнем лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту. Именно пандемия на время внесла свои коррективы», — информирует В. Климов.
По его словам, возобновляются давно написанные правила для усиления контроля за деятельностью аптек и исключения случаев продажи лекарств строгой отчётности без рецептов.
Есть ещё одна группа препаратов, подлежащая повышенному контролю, в которую входят так называемые социальные лекарства. Но они всегда выдавались только по рецептам, поскольку их стоимость полностью или частично оплачивает государство.
«Медикаменты этих двух категорий отчётности продавались и продаются строго по рецептам. В противном случае провизору грозит не только административная, но и уголовная ответственность», — отмечает В. Климов.
В аптеке фармацевт должен вносить в товарно-учётную систему реквизиты рецепта (серию, номер, дату выдачи) и указать, что он использован. Если рецепт рассчитан на несколько покупок определённого препарата, то на обратной стороне документа фармацевт указывает, сколько было отпущено, ставит дату, подпись и возвращает рецепт покупателю. Когда происходит последняя покупка, официальная бумага погашается и остаётся в аптечной организации.
Есть ещё одна категория препаратов — рецептурные, например, антибиотики. По идее, их тоже следует покупать по рецептам, но они не вносятся в систему учёта. Поэтому провизоры зачастую не требуют этот условный документ.
«Тут уж ответственность ложится на самого приобретателя. Все мы люди взрослые, грамотные, и каждый из нас знает: серьёзные медикаменты должен выписывать врач и только после определённых обследований, а бесконтрольное применение рецептурных препаратов чревато тем, что будет нанесён ещё больший вред организму. Поэтому тот, кто допускает такого рода самолечение, берёт ответственность за своё здоровье на себя», — отмечает представитель Росздравнадзора.
Однако есть исключительные случаи, которые государство не может пустить на самотёк. Речь идёт о препаратах для прерывания беременности. Тут есть риск не только потерять здоровье, возможное будущее счастье, но и жизнь. Поэтому эти медикаменты обязательно будут внесены в «учётный» список.
«Препараты для прерывания беременности без медицинских показаний вносятся в список лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учёту. Соответствующие изменения в настоящее время рассматриваются Минздравом РФ», — подтверждает В. Климов.
А как же покупки лекарств через Интернет? Как в этом случае будут применяться рецепты? По словам спикера, пока только в нескольких регионах России ставится эксперимент по введению электронных рецептов. Крым в этом процессе ещё не участвует.
Но что можно ответить на вопрос, больше других волнующий наших граждан: будут ли рецептурные препараты, то есть те, рецепты на которые не вносятся в систему, продавать по-прежнему или для того, чтобы купить, допустим, «Кардиомагнил» или любой антибиотик, предстоит теперь сначала в обязательном порядке посетить врача?
«Нет, — говорит В. Климов. — Первые полгода для покупателей ничего не изменится, поскольку, чтобы учитывать препараты, как я уже говорил, нужно в систему вводить их серии и номера, а у рецептурных пока таковых не имеется. Но через время, возможно, появятся».
И тогда — да, многие препараты, которые мы привыкли покупать без рецепта, войдут в перечень подлежащих предметно-количественному учёту.
«Это делается не только для того, чтобы можно было отслеживать движение большинства лекарственных препаратов от производителя до потребителя. Это делается и для полноценной борьбы с самолечением. Пока все рецептурные лекарства не будут выдаваться строго по рецептам, мы не можем констатировать, что эта борьба происходит в полной мере. Во многих странах мира в аптеках свободно продаётся лишь незначительная часть фармацевтических препаратов, и в основном это БАДы. Все остальные лекарства — только через врача. Хотите рецепт — идите в поликлинику или вызывайте доктора на дом, если болеете и препарат нужен срочно», — описывает перспективу В. Климов.
Кто-то может предположить, что начнётся торговля из-под полы и за такие лекарства придётся платить втридорога. Но представитель Росздравнадзора уверяет, что всю цепочку прохождения препарата станет легче контролировать, когда каждое лекарство получит свои учётные серию и номер.
«С первого сентября начинает внедряться так называемый «цифровой профиль» как для медучреждений, так и для аптек. То есть каждая аптека должна будет зарегистрироваться в федеральном реестре медицинских организаций и в федеральном реестре медработников (вносить туда данные своих сотрудников). Какого эффекта добиваемся? Как раз отслеживать движение медикаментов. Начнут работать «индикаторы риска»: аптека продавала одно количество препаратов, и вдруг резко объём продаж поменялся — выявление такого факта поможет нам вовремя провести проверку и выявить нарушения, если таковые были», — подчёркивает В. Климов.
У наших людей действительно есть нездоровая привычка лечить себя тем, что «тётя Маша посоветовала». И от этой привычки нужно народ отучать. Да и усиленный контроль над продажей отдельных медикаментов не помешает.
Ольга САФРОНОВА.