Продолжая рассматривать определение Бога, которое он дал себе сам: истина, путь и жизнь, - мы переходим к понятию «жизнь», понимая при этом, что все три понятия обозначают одно существо.
Словари дают нам ряд определений:
1) Особая форма движения «материи» (строго говоря, здесь речь идет о формах жизни и формах «материи»).
2) Физиологическое состояние организма.
3) Полнота проявления физических и духовных сил (бытия, оно же - счастье).
4) Период существования организма.
5) Образ бытия кого-либо.
6) Деятельность общества, человека.
7) Объективная действительность, бытие.
8) Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ.
Если вывести синтетическое понятие «жизнь» из словарных определений, с учетом контекста, изложенного в публикациях «Рассуждение о существе Бога», «Бог как путь», «Как возможно творение», то выходит, что:
Жизнь – целый связный образ всей объективной действительности, бытия, ей соответствующий, и как бытие – ведущий к определенной цели: к прославлению Бога путем умножения творения.
В этом синтетическом определении:
1) Цельность и связность вытекают из закона достаточного основания.
2) Образ объективной действительности – из определения истинного высказывания.
3) Цель бытия - из формы мышления «если А, то не-А».
Отсюда в отношении бытия конкретного человека может быть две характеристики:
1) человек живет, т.е. его жизнь укладывается в синтетическое определение, в особенности – цели развития вселенной;
2) человек погибает, т.е. его бытие не соответствует синтетическому определению, в особенности - цели развития вселенной
, - что соответствует Библейской традиции (и не только ей), и обосновывает необходимость продуктивного труда человека для его гармоничного бытия.
Таким образом, мы в минимально необходимом (но не факт, что достаточном) объеме рассмотрели определение, который дал себе Бог.
Прикладная ценность представленного материала состоит в следующем:
1) Представлено понимание существа Бога из логического понятия истины.
2) Представлено системное изложение положений православного христианского вероучения и свойств Бога исходя из терминов и законов классической логики.
3) Представлено объяснение, почему, в силу закона достаточного основания, ранние попытки доказательства существования Бога не имели успеха.
4) Представлено существо религии как связи с объективной действительностью.
5) Представлено соответствие выводов из религиозной метафизической системы современной физической модели, устранены лишние понятия.
6) Представлено фундаментальное обоснование необходимости продуктивного труда.