Найти в Дзене
Документалистика РЕН ТВ

"Не умрите, вас снимают". Почему первые фотостудии были похожи на камеры пыток, а модели теряли сознание

Оглавление

Фото: © скриншот видео
Фото: © скриншот видео

Нейросети встревожили законодателей по всему миру: последние пару месяцев и в России, и в Европе, и в США идут горячие дискуссии о маркировке любого контента, который создает искусственный интеллект. Уже сейчас сложно определить подлинность огромного количества фото, видео и звуковых файлов.

О маркировке фотографий впервые задумались еще в Российской империи. Каждое фотоателье обязывали иметь шнуровую книгу и вести отчеты о всей проделанной работе. Сохранившиеся портреты использовали для рекламы заведения.

Какими были первые фотостудии в истории? Почему их сравнивали с комнатами пыток? И кто придумал тантамарески – стенды для фотографирования с отверстиями для лица? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Фотоателье – как место пытки

"Главное – не моргайте", – просят фотографы своих клиентов перед съемкой. В XIX веке это правило не соблюдалось: съемочный процесс длился не меньше двадцати минут. Зато ни рукой, ни ногой пошевелить было нельзя. Некоторые модели даже падали в обморок от усталости.

"Я думаю, сегодня мы не можем даже представить, каким откровением были для людей первые фотографии – эти "зеркала", которые помнили вещи точь-в-точь такими, какими мы их когда-то видели", – рассказывает преподаватель фотографии Элисон Нордстрём.

Фотоателье обустраивали на верхних этажах и чердаках с большими окнами или даже стеклянными стенами и потолком, чтобы света было как можно больше. Там было все необходимое: мебель, ширмы, колонны, вазоны из гипса, набор задников, на которых изображались пустыня, озеро, сад, лестница, гостиная, библиотека или даже пушки и палуба парохода.

"Я могу отвести вас в антикварный магазин в 15 минутах ходьбы отсюда. Мы легко найдем там дагеротип, сделанный в 50-х годах XIX века. И представьте: он все еще в идеальном состоянии", – отмечает историк фотографии Марк Остерман.

Некоторые устройства в фотоателье напоминали пыточные машины. Это чугунный копфгальтер – "держатель для головы". Такое устройство было в каждом салоне вплоть до начала XX века. Одна или несколько пар тисков удерживали клиента неподвижным столько, сколько нужно для заветного снимка.

"Человек, когда он приходил в фотоателье, чувствовал, что он попал. Потому что фотосъемка превращалась в пытку. Если мы с вами посмотрим на фотографии, а точнее даже на дагеротипы тех лет, то мы увидим, что у всех чрезвычайно серьезные лица, никто даже не улыбается", – объясняет журналист, преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий МГУ Сергей Шахиджанян.

-2

Фото: © скриншот видео

Основные правила для фотографирующихся в XIX веке

На смену дагеротипии пришел мокрый коллоидный процесс, и фотография стала доступна не только богатым. Парижский фотограф Андре Дисдери запатентовал камеру с четырьмя объективами, с помощью которой можно было делать сразу восемь снимков на одной пластине – их стали называть визитными карточками. Они стоили недорого. Карточки с портретами сильных мира сего – Наполеона III или королевы Виктории – разбирали как горячие пирожки.

"В конце XIX века люди из большинства социальных классов уже могли отправить свое почти идеальное изображение друзьям или семье, поместить его в альбом или поставить в шкаф", – говорит историк Кристи Пичез.

Фотографируясь, нужно было соблюдать некоторые правила, например в выборе одежды. Желтое, оранжевое и красное выглядело на фото очень темным, а розовое, лиловое и голубое наоборот, слишком светлым.

Не рекомендовалось надевать черный бархат, парчу, золото и белые жилеты. Зато хорошо подходил черный шелк. Золотистые волосы получались черными, поэтому их предлагали запудрить почти добела. Также пудрой убирали веснушки на лице.

"Все это делалось не спеша, не торопясь. И для того чтобы сделать хорошую фотографию, уходил час, два, три, а то и целый день. Многие люди приходили и фотографировались в разных костюмах. И опять-таки надо было костюм снять, костюм надеть, человека посадить", – рассказывает Шахиджанян.

-3

Фото: © скриншот видео

Фотография – как искусство

На первых порах художники и поклонники классической живописи смотрели на модное увлечение свысока, как на ремесло. Но вскоре фотографию приравняли к искусству. С легкой руки Гаспара Феликса Турнашона, известного как Надар. Его называли "Тицианом фотографии".

Надар делал портреты великих современников – Виктора Гюго, Александра Дюма, Жорж Санд. Он первым стал использовать для фотографии только что изобретенное электрическое освещение, снимал в парижских катакомбах, а во время войны с Пруссией фотографировал вражеские позиции с аэростата.

"Он придавал большое значение естественному свету на фотографиях. Его снимки были просты – без аксессуаров, мебели и фона. В 1858 году он сделал первую фотографию с воздушного шара", – напоминает фотограф Эли Морис.

История появления фотографии в России

В России пионером фотопортрета был отставной артиллерийский офицер Алексей Греков. Он сконструировал свой фотоаппарат и усовершенствовал технологию, сделав съемку гораздо легче, быстрее и дешевле. Вот только русская публика предпочитала фотографироваться в иностранных ателье. Греков не выдержал конкуренции и даже побывал в долговой тюрьме. Дни его закончились в бедности.

"Самую важную часть фотокамеры XIX и первой половины XX века, как меха, изобрел замечательный фотограф Греков. Однако из-за того, что не было денег, многие вещи он не сумел запатентовать, и они разошлись потом уже по другим его коллегам, которые с удовольствием использовали его наработки", – объясняет Сергей Шахиджанян.

Все салонные фотографии, сделанные в России, наклеивали на фирменный бланк ателье – паспарту. Этого требовала не только мода, но и закон о печати. Многие паспарту представляли собой произведение искусства: их печатали на дорогом бристольском картоне, а обратную сторону украшали рисунком.

"Также удивительным выглядит адрес того или иного фотоателье. Если мы возьмем с вами паспорту московских фотоателье конца XIX – начала XX века, то типичный адрес будет выглядеть так: фотография Иванова, напротив телеграфа, дом Хомяковых", – поясняет Шахиджанян.

-4

Фото: © скриншот видео

Тантамарески в прошлом и сегодня

Фотошопа в те времена не было. Его заменяли тантамарески – стенды с отверстиями для лица. Часто результат съемки выглядел жутковато, например, когда лица выглядывали из древнеегипетских саркофагов. А австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд как-то раз притворился мумией.

Популярными тантамарески сделал художник Кассиус Кулидж. Именно он впервые нарисовал, пожалуй, самые известные шаблоны – мускулистого мужчину или женщину в купальнике. Любая дама могла "позаимствовать" изящную фигурку жены художника – юной студентки Гертруды. Чтобы изготовить тантамареску, не нужно особых талантов, главное здесь – вдохновение и оригинальный взгляд. Многие увлекаются этой забавой и сегодня.

"Вот как они выглядят, когда готовы. Если вы хотите, чтобы они стояли сами, можно добавить маленькие ножки к задней части, просто приклеив дополнительные куски пенопласта, как это сделала я. Я думаю, что они выглядят очень мило и сделают фото на вечеринке еще забавнее", – говорит фотограф и блогер Фэллон Фрейзер.

-5

Фото: © скриншот видео

Забавными были и снимки с кривыми зеркалами, которые позволяли изобразить человека с большой головой и телом карлика или наоборот. Кроме того, любой желающий мог сделать себе прижизненный бюст, похожий на мраморный. Правда, вместо каменного пьедестала обычно использовали пустой белый ящик. Его подставляли под голову, которую обильно посыпали пудрой. Все это снималось на черном фоне.

"Фотография начала XX века была немыслимой без ретушера. Если мы с вами посмотрим на типичные кабинетные портреты, то увидим, что лица у всех девушек как будто такие персики, как будто бы их сняли на современный смартфон, который сглаживает кожу", – говорит Сергей Шахиджанян.

Во второй половине XX века тантамареску попытался возродить комик и звезда Голливуда Джеки Глисон. Он придумал телешоу под названием "Вы в кадре". Передача вышла единственный раз – в день инаугурации Джона Кеннеди – и сразу провалила все рейтинги.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.