4 сентября 1943 года произошло знаковое событие для истории Русской Православной Церкви – встреча в Кремле И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Старогородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Итогом переговоров стало проведение впервые за 25 лет советской власти Архиерейского собора и избрание Патриарха Московского и всея Руси 8 сентября того же года.
Октябрьская революция изрядно потрепала основы православной культуры, да и вообще русской культуры в целом. Однако Сталин, придя к власти, отказался от политики полного уничтожения истории «старой России». Уже в 1930-е годы по его инициативе в советские учебники начали возвращаться имена русских полководцев, героев, имена князей и царей, радевших за дело укрепления нашей державы. Сталин последовательно восстанавливал русские традиции, а вскоре пришло время и для коренного изменения отношения государства к церкви.
Когда началась война
В годы Великой Отечественной войны все религиозные общины активно собирали средства на борьбу с фашистами. Православными верующими и духовенством было передано в Фонд обороны более 300 млн рублей, не считая материальных ценностей.
Окончательно процесс легализации РПЦ был запущен 5 января 1943 года, когда митрополит Сергий в телеграмме попросил Сталина открыть Патриархии банковский счет для централизованного внесения средств в Фонд обороны. И получил согласие. Уже с весны руководством страны начали обсуждаться варианты нового курса в отношении церкви. Наркомат Госбезопасности собирал материалы по положению дел в церкви, сведения об иерархах, о патриотической деятельности духовенства. Позже Сталин тщательно ознакомился с ними и принял историческое решение.
Ночная встреча в Кремле
Днем 4 сентября 1943 года на Ближней даче в Кунцево Сталин провел короткое совещание с Маленковым и Берией. Тогда же ему представили полковника госбезопасности Георгия Карпова как кандидата на пост руководителя органа «по делам церкви». Иосиф Виссарионович кандидатуру одобрил и постановил создать Совет по делам РПЦ при СНК СССР. Карпов тут же позвонил из кабинета Сталина митрополиту Сергию и задал всего один вопрос: готов ли он вместе с митрополитами Алексием и Николаем к встрече с главой правительства?
Поздним вечером того же дня митрополитов на машинах НКВД доставили в Кремль. На встрече присутствовали Молотов и Карпов. В ходе беседы Сталин обсудил с иерархами насущные проблемы церкви, в том числе «неудобные» вопросы. Например, о судьбе осужденных в разные годы иерархов или о снятии ограничений в прописке для священнослужителей, уже отбывших наказание. Сталин пообещал разобраться в каждом отдельном случае и поручил Карпову лично заняться этим вопросом. Также он дал добро на созыв Архиерейского Собора и посоветовал подготовить его «в большевистском темпе», хотя митрополиты считали, что на это уйдет не меньше месяца.
Итоги встречи
Встреча затянулась почти до двух часов ночи 5 сентября. Спустя несколько часов в Богоявленском соборе прошло торжественное богослужение, после которого Сергий сообщил верующим о ночной встрече и о намеченном на 8 сентября Архиерейском Соборе. Чтобы Собор прошел вовремя, некоторых участников доставляли в Москву на военных самолетах.
Письмо митрополитов Сталину на следующий день
5 сентября 1943 г.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Исторический день свидания нашего с великим для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы почувствовали в каждом слове, в каждом обращении, в каждом предложении сердце, горящее отеческой любовью ко всем своим детям. Русской православной церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.
Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь, - не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого отечества.
От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность.
Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!
Патриарший местоблюститель Сергий,
митрополит Московский и Коломенский Алексий,
[митрополит] Ленинградский Николай, митрополит Киевский и Галицкий
8 сентября 1943 года Архиерейский собор открылся уже в новом здании Московской патриархии. На Соборе впервые за 25 лет советской власти был избран Патриарх Московский и всея Руси – митрополит Сергий.
Это событие изменило не только жизнь православного мира, но и всей страны. Оно получило положительные отклики иностранных дипломатов и политэмигрантов, проживавших в Москве, а также иностранных СМИ. «Рядовые советские граждане» также отнеслись с одобрением. С этого момента началось действительное возрождение православия в Советском Союзе.
В статье использованы материалы, подготовленные главным специалистом РГАСПИ, доктором исторических наук Михаилом Одинцовым и начальником отдела РГАСПИ, кандидатом исторических наук Анной Кочетовой.