Найти в Дзене
СВЯТЫЕ ONLINE

Евгений Светланов. Музыка русской души

6 сентября В этот день в 1928 году родился будущий симфонический дирижер Евгений Светланов. Его родители были оперными певцами, солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях за кулисами сцены, как и его сестра Анна. Когда Жене было 6 лет, он в перерыве между репетициями просто встал за дирижерский пульт и начал размахивать руками. Подошедший настоящий дирижер Николай Голованов не прогнал мальчика, а, засмеявшись, сказал: «Ну, этот будет дирижером!» Так и вышло. Светланов много сделал для того, чтобы в мире любили Советский Союз и Россию. В 1964 году в Милане проходили первые в истории зарубежные гастроли Большого театра. На лучшей сцене мира «Ла Скала» дирижировал Евгений Светланов. Он руководил оперными и балетными постановками в лондонском «Ковент-Гарден». Его приглашали  дирижировать Симфоническим оркестром BBC, Лондонским филармоническим, Филадельфийским оркестром, «Оркестром де Пари», Национальным оркестром Франции, Страсбургским филармонически

6 сентября

Трушин Александр
Трушин Александр
-2

В этот день в 1928 году родился будущий симфонический дирижер Евгений Светланов.

Его родители были оперными певцами, солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях за кулисами сцены, как и его сестра Анна. Когда Жене было 6 лет, он в перерыве между репетициями просто встал за дирижерский пульт и начал размахивать руками. Подошедший настоящий дирижер Николай Голованов не прогнал мальчика, а, засмеявшись, сказал: «Ну, этот будет дирижером!» Так и вышло.

Светланов много сделал для того, чтобы в мире любили Советский Союз и Россию. В 1964 году в Милане проходили первые в истории зарубежные гастроли Большого театра. На лучшей сцене мира «Ла Скала» дирижировал Евгений Светланов. Он руководил оперными и балетными постановками в лондонском «Ковент-Гарден». Его приглашали  дирижировать Симфоническим оркестром BBC, Лондонским филармоническим, Филадельфийским оркестром, «Оркестром де Пари», Национальным оркестром Франции, Страсбургским филармоническим и Филармоническим оркестром Монпелье, оркестром Национальной академии Санта-Чечилия, Венским симфоническим, оркестром Королевского театра де ла Моннэ в Бельгии, Королевским оркестром Концертгебау в Амстердаме, симфоническим оркестром Шведского радио, Хельсинкским филармоническим, Симфоническим оркестром Датского радио, Филармоническим оркестром Осло, Гётеборгским симфоническим, Симфоническим оркестром NHK в Японии…

Говорили о том, что он несет в мир музыку русской души. Играл ли русских композиторов или зарубежных – не важно. Смысл своей дирижерской деятельности, по словам его жены Нины, Светланов оценивал так: «Если на мой концерт придет сермяжный человек из глубинки, который до этого ничего, кроме баяна, не слышал, а уйдя с концерта, захочет прийти еще раз – значит, моя жизнь прожита не зря».

Главной его целью было качество исполнения музыки. Однажды он посетил в Большом театре «Богему» в постановке Дзеффирелли и с Караяном за дирижерским пультом. После чего сказал: «При всей моей любви к Пуччини я никогда сам не встану за пульт этого произведения, потому что сделать так, как Караян и Дзеффирелли, я не смогу, а по-другому нет смысла». И это правда: муж больше за пульт «Богемы» не встал». Не надо делать плохо, если не можешь сделать хорошо.

Для профессионалов эталоном звучания музыки был Государственный академический симфонический оркестр СССР (потом – России), которым 35 лет руководил Светланов. В конце 90-х годов его уволили с этой должности. Причем так, что он больше не мог дирижировать ни одним оркестром в стране. Причины были явно конъюнктурные. Не будем уточнять их, потому что живы фигуранты той истории. Но лучшие музыканты страны тогда выразили свое возмущение и поддержали Светланова. Для слухов о его профессиональной непригодности не было оснований: он еще два года успешно работал независимо от Министерства культуры РФ. Последний концерт Светланов дал в Лондоне, с оркестром ВВС играл Первую симфонию Чайковского и «Колокола» Рахманинова. Собственно концертов в Лондоне планировалось два. После первого Светланов вернулся в Москву для консультации с врачами (он болел уже несколько лет, однако это не мешало ему работать). Второй концерт не состоялся: великий дирижер скончался ночью 3 мая 2002 года в собственной квартире. Спустя несколько лет Государственному симфоническому оркестру Российской Федерации было присвоено имя Светланова.

Его воспоминания, которые он писал в конце жизни, начинаются так: «Эта книга – моя исповедь перед читателями и перед Богом».

Александр Трушин