Уж собран урожай на полях, заготовлено сено и поехали княжьи тиуны по деревням. В каждом селе разговор со старостой вели. Спрашивали, нет ли отроков лихих да непоседливых, таких, что страдою тяготятся, да здоровьем не обижены Богами. Вот в первой деревне нашелся один парень, младший вдовий сын. Староста говорит, задирист, склочен, так и норовит драку затеять, силу свою показать. Спрашают тиуны отрока, не хочет ли он Долю испытать в дружине княжьей. Воям почет и слава, да добычи часть. А что можно голову сложить, дак тут, как говориться двум смертям не бывать, а одной не миновать. Соглашается отрок, нет тяги к труду мирному, славы и добычи хочется. Едут тиуны по весям другим, везде есть смельчаки, где один, где несколько. Все своенравные, гордые. Всякий хочет показать что взрослый, да сильный. Cобрали тиуны всех кого могли, привезли в терем княжий. Старого воя, бессемейного приставили, чтоб уму разуму учил их, да мудростью своей делился. На тренировках говорит, вы как один! Сам погибни соратника прикрой! Смеются отроки над дедом. Мы каждый сам! Неужто ловкость и сила моя для других тренируется? Пусть каждый сам. Гоняет дед отроков с утра до ночи. И пешему и конному бою обучает. Все что знает, не тая рассказывает. Да только Судьба по другому распорядилась, не дала доучиться. Вестовой с порубежья вернулся, молвит тати, поселки зорят, быстрее на выручку спешить надо. С дружиной князь в отъезде, решают отроков отправить, тати чай не настоящие бойцы. Решено на утро выдвигаться, а вечером пока стол накрывают, молодых воев проводить. Во главе стола дед садиться, наливает братину меда сладкого хмельного. Рано говорит, вам в бой еще, да деваться некуда, видать. Испейте из братины, сынки, княжеской, как настоящие вои. Но помните, когда в следующий раз из неё пить станете, другой вкус у меда будет. Идет по рукам братина, отроки радуются, знают честь это большая. Значит, ставят их вровень с настоящими воями. А деда через слово слушают. Не переживай учитель, говорят, сильные и ловкие мы, сам же видел. Спорят меж собой, кто первый врага убьет. Вкусен, сладок мед хмельной, да понемногу каждому досталось. Вот уж и дед гонит спать, с рассветом дальняя дорога. Ускакали на утро, бряцая железом, свежие кони легко несли игривых отроков. Ко времени успели вои молодые, в селенье дальнем одержав победу и татей посекли. Назад же в княжий терем, возвращались уже медленно, не давали разогнаться сани, с тремя порубленными отроками. И вот опять дед во главе стола наливает мед в братину. Но неслышно привычного гомона отроков. Сидят они опустив головы, вспоминают друзей своих. Тот был угрюм и зол на всех, он в сечу первый влез, а тот был весельчак, собою от стрелы прикрыл. А третий был булата крепче. Идет по кругу братина, да только, как дед и говорил, уж вкус не тот, и мед не веселит. Вот так братина – искусница как оберег сплотила молодых дружинников, выполнив древних ритуал братания. Составитель легенды о братине Бус Белояр.
Источник