Одной из главный проблем Советского Союза к моменту нападения Германии в 1941 году был кадровый дефицит в рядах офицеров и высшего командования СССР. Сталинские чистки 1937 и последующих годов, как говорят критики Иосифа Виссарионовича, обезглавили армию.
В начале Великой Отечественной Войны на вес золота были талантливые генералы и специалисты, к числу которых принадлежал и генерал Яков Владимирович Смушкевич. Начинавший, как комбриг витебской авиабригады, он смог стать генерал-лейтенантом и занять место помощника начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР по авиации.
Такой карьерный взлет за два десятилетия обусловлен большими талантами Смушкевича и его любовью к авиации. Этот человек хорошо показал себя в гражданскую и советско-польскую войну, после чего прославил свое имя в Испании на Халхин-Голе. Повышения и звезды Героя Советского Союза следовали одна за другой, а к мнению опытного пилота прислушивались. Все, кроме Сталина.
Расстрел
Иосиф Виссарионович скептически относился к любой критике, даже если она исходила от доверенных людей, мастеров своего дела. Сталин - он генералиссимус, а потому ему лучше знать. Смушкевич был одним из немногих, кто оспаривал это мнение.
Его замечания по поводу состояния советской авиации сильно раздражали Сталина. Генерал говорил, что западные ВВС делают ставку на скорость и развивают радионавигацию, в то время как в СССР с этим были большие проблемы. Он предлагал поменять курс авиастроительной промышленности и провести реформу советской авиации.
Незадолго до начала Великой Отечественной Войны Сушкевич был арестован и лишен всех званий. 28 октября 1941 года - расстрелян. В качестве обвинения ему предъявили “целенаправленное вредительство советской авиации и диверсии во время гражданской войны в Испании”.
Вот так просто из героя в сталинские времена можно было стать предателем и вредителем. А ведь благодаря Сушкевичу, наверняка, удалось бы спасти множество самолетов, которые были уничтожены еще в самые первые дни вторжения.