Да, это правда - нам пришлось закрыть донат-бар на Садовой, 29. Разбираемся, что пошло не так, и могли ли мы повлиять на результат.
К нам на Садовую часто специально приходили гости города, чтобы купить наборы пончиков Roni’s donuts для любимых и близких, которые ждут их дома. Представляете? Люди готовы в руках в самолете несколько часов везти родным наши пончики! Ради этого точно стоит рискнуть и открыть свой донат-бар, но уже с учетом чужих ошибок.
- Завышенные ожидания. Не стоит ставить на карту ВСЕ.
Ошибка: идея просто открыться в центре города, и дело пойдет, не работает.
Иногда случается, что проект выстреливает нежданно-негаданно и бьет рекорды топовых точек. А на практике нужно время, терпение и труд. А еще: ЭКОНОМИЯ. Никаких необязательных личных расходов, пока нет понимания по доходности конкретной точки.
Как было на Садовой: партнеры сами работали бариста в графике 2/2, таким образом сократив расходы на зарплаты наемным сотрудникам. Похвально, если ради этого не приходится жертвовать другой работой, где зарплата выше зарплаты бариста. В противном случае - вы проиграете с большей вероятностью. Также не стоит снимать дорогое жилье поближе к работе.
Это большой расход вне бизнес-модели при доходе в зарплату бариста.
Что можно было сделать со стороны управляющей компании (УК): лучше проанализировать ситуацию партнеров, выяснить их ожидания и намерения.
Партнерам следовало максимально сократить личные расходы в первые месяцы запуска донат-бара, нанять продающий персонал, не теряя в финансах.
- Ошибка в локации и вопрос аренды.
Центр - не всегда плюс. При интенсивном потоке людей по Садовой улице у метро, аудитория специфическая, неформатная.
За несколько месяцев в соседних коммерческих помещениях сменилось по нескольку арендаторов.
Про стоимость. Как понять высока ли аренда? Аренда не должна превышать 15% от дохода.
Ошибка: выбор большого дорогого помещения (на Садовой стоимость аренды выше, чем аренда корнера в Галерее - для сравнения), поиск субарендаторов.
С позиции рисков выгоднее арендовать часть помещения по договору субаренды, чем быть арендатором и искать соседей. Нашим партнерам, к сожалению, пришлось убедиться в этом на собственном опыте.
Что можно было сделать: более тщательно подойти к анализу рынка в данной локации как со стороны УК, так и со стороны партнера. Поменять место в короткие сроки - переехать.
- Отделяем бизнес от личной жизни.
Бизнес - это работа, не хобби, не источник пассивного дохода. Быть собственником бизнеса - очень ответственная деятельность, требующая внимания и участия на постоянной основе.
Ошибка: у партнеров возникли семейные обстоятельства, из-за чего донат-бар периодически был закрыт. Соответственно, нерабочие дни - это дни без заработка и удар по репутации сети (непредсказуемый график: донат-бар то работает, то нет). При этом ареду нельзя поставить на “стоп”.
Такая ситуация недопустима.
Что можно было сделать: наемный персонал решил бы эту ситуацию. Пока вы занимаетесь личными вопросами (никто не застрахован), ваше предприятие продолжает работать на ваш бюджет и репутацию.
УК вынуждена была ввести штрафы за нерабочие дни после подобного опыта: когда мы закрываем глаза на промах одного партнера, от этого страдают другие партнеры сети.
- Не надо стесняться. Важно стремиться к переговорам.
Переговоры необходимы для достижения результата и взаимопонимания. Они способны снизить расходы и помогают увеличить доход при правильном подходе.
Ошибка: партнеры согласились на формат и смету, которую разработали и предложили проектировщики от управляющей компании. На самом деле, стоимость проекта со строительными работами, мебелью и прочими моментами была велика для партнеров, но они ничего не сказали. Претензия прозвучала лишь спустя время, когда уже было поздно что-то менять.
Что можно было сделать: на этапе согласования сказать: “Классный проект, но это очень дорого для нас. От чего можно отказаться, что можно оптимизировать?”
- Всегда закладывайте дополнительный расход на рекламу!
Расходы на рекламу зачастую кажутся нецелесообразными, их в первую очередь приносят в жертву при финансовых просадках.
Но! Без привлечения внимания людей в перенасыщенном предложениями мире просто не выжить.
Ошибка: отсутствие бюджета на маркетинг.
Что можно было сделать: локальный маркетинг - задача партнера и ответственность за привлечение новых гостей ложится на его плечи. УК со своей стороны всегда готова предложить помощь на безвозмездной основе (либо за какой-то минимум по себестоимости): создать макеты рекламной продукции, передать в пользование оборудование для outdoor-рекламы: штендеры и т.п., пригласить видеографов и блогеров для рекламы в соцсетях.
Управляющая компания создает положительную репутацию своими собственными заведениями, поддерживая партнеров, обеспечивая качественной продукцией и ярким фирменным дизайном, высокими стандартами работы и обслуживания.
Но помните главное: ваша точка - ваш бизнес, вы за него в ответе.
P.S. Любовь к продукту, с которым работаешь, уютная атмосфера, доброжелательный персонал и радостное общение с Гостями еще не подвели ни одного партнера.