Найти в Дзене
Кинопрожарка

Правду жизни – на экран. Советские фильмы, в основу которых легли реальные события. Часть II

Продолжение. Начало здесь: https://dzen.ru/a/ZPb1MLpPP2BbALF8

«Осенний марафон»
Реальность и киноверсия. Как-то в руки Георгия Данелии, тогда руководителя объединения комедийных и музыкальных фильмов «Мосфильма», попал сценарий драматурга Александра Володина под рабочим названием «Горестная жизнь плута». Сценарий находился в шаге от того, чтобы лечь в стол, тривиальная история метаний мужчины средних лет от жены к любовнице никому не была интересна. Режиссёры по понятным причинам отмахивались: таких банальных семейных сюжетов экранизировано предостаточно, успешных среди них единицы. Ну и зачем рисковать?
Но случилось так, что в момент ознакомления со сценарием сам Георгий Данелия оказался примерно в той же ситуации, что и Андрей Бузыкин, главный герой будущего «Осеннего марафона». Вероятно, почувствовав «родственную душу», Данелия не стал пристраивать сценарий в чужие руки, а взялся за работу сам.

Бузыкин оказался близок и понятен и членам съёмочной группы, и актёрам, и зарубежным зрителям. О. Басилашвили и М. Неёлова в фильме Г, Данелии "Осенний марафон"(1979). Фото из открытого источника
Бузыкин оказался близок и понятен и членам съёмочной группы, и актёрам, и зарубежным зрителям. О. Басилашвили и М. Неёлова в фильме Г, Данелии "Осенний марафон"(1979). Фото из открытого источника

Однако писал Александр Володин вовсе не о Данелии, а о себе самом. У него была хорошая семья, любимые жена Фрида и сын Володя. Отношения с девушкой Еленой поначалу не обещали выйти за пределы интрижки – Володину, как человеку творческому, таковые иногда бывали необходимы для вдохновения. Но вскоре любовница родила сына Алёшу, и Володин разрывался на две семьи, для каждой из которых эта история становилась всё мучительнее. Мягкий и нерешительный Володин пытался угодить и успеть уделить время всем, по факту делая всех дорогих ему людей несчастными. Только события в жизни драматурга сложились куда более трагически, чем у Бузыкина, – Елена умерла, оставив ему маленького сына. И тогда Володин привёл ребёнка к жене Фриде с просьбой принять его в семью.

Драматург Александр Володин в сценарии "Осеннего марафона" рассказал историю из своей жизни. Фото из открытого источника
Драматург Александр Володин в сценарии "Осеннего марафона" рассказал историю из своей жизни. Фото из открытого источника

Но и это ещё всё. Случайно или нет, похожие ситуации сложились тогда у многих актёров и членов съёмочной группы – Данелия уходил от гражданской жены актрисы Любови Соколовой, муж Натальи Гундаревой оставлял её ради любовницы, свой Бузыкин был у Марины Неёловой.
А происходившее в семье композитора Андрея Петрова настолько точно походило на сценарий Володина, что знакомые Петрова были убеждены – фильм-то про него. Масла в огонь подлил тот факт, что композитор оказался полным тёзкой Бузыкина, а инициалы его жены совпали с инициалами героини Натальи Гундаревой.
Любопытно, что у «Осеннего марафона» получился очень хороший зарубежный прокат, – такой банальный Бузыкин оказался героем глубоко интернациональным, в запутавшемся в любимых женщинах питерском интеллигенте люди с разных континентов без труда узнавали себя.
Вот такая судьба ожидала тривиальную историю, за которую никто не хотел браться.

«Противостояние»
Что в реальности. О рецидивисте, которому удалось бежать из колымской колонии, автор сценария Юлиан Семёнов узнал случайно. Никакого сотрудничества с фашистами в военные годы в жизни беглеца не было. При побеге он убил магаданского таксиста, заподозрившего неладное в поведении пассажира. Убийца заметно картавил, что упрощало поиски – вот, собственно, и всё.

Андрей Болтнев в роли Кротова в фильме "Противостояние" (1985). Фото из открытого источника
Андрей Болтнев в роли Кротова в фильме "Противостояние" (1985). Фото из открытого источника

Киноверсия. Здесь перед зрителем предстаёт персонаж с полным набором пороков. Мало того, что монстр, смачно выкрикивающий фамилию К-гггрррр-отов, служил немцам, после войны он стал ещё и кровожадным убийцей-маньяком. Умному, хитрому, изворотливому и безжалостному чудовищу противостоит в первую очередь в интеллектуальном поединке следователь в блестящем исполнении Олега Басилашвили. Закручено лихо, но вряд ли правдоподобно. Из несомненных плюсов - благодаря «Противостоянию» наши зрители открыли для себя актёра Андрея Болтнева, филигранно вошедшего в образ негодяя Кротова.

«Семнадцать мгновений весны»
Реальность и киноверсия. Уж коли речь зашла о Юлиане Семёнове, нельзя не упомянуть о его, пожалуй, самом главном творении. И следует признать – это во многом документальная история. Да-да, целый ряд действующих лиц, черты характеров и факты биографий фашистских бонз, зафиксированные в досье, знаменитая берлинская клиника «Шарите», где рожала радистка Кэт, сепаратные переговоры с Западом, инициированные ведомством мясника Гиммлера, - всё самое что ни на есть настоящее. И отработано создателями фильма на самую что ни на есть твёрдую пятёрку – хрестоматийный пример, как была изумлена дочь Вальтера Шелленберга, видя, насколько точно изобразил её отца на экране Олег Табаков. О чём посчитала необходимым сообщить в личном письме актёру.

Дочь Вальтера Шелленберга узнала в исполнителе его роли своего отца. Олег Табаков в роли Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны" (1973). Фото из открытого источника
Дочь Вальтера Шелленберга узнала в исполнителе его роли своего отца. Олег Табаков в роли Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны" (1973). Фото из открытого источника

Образ советского суперразведчика полковника Максим Максимыча Исаева, он же Макс фон Штирлиц, разумеется, выдуманный. Но и у него есть несколько прототипов, продуктивно работавших на советскую разведку. Самый значимый из них, сотрудник Гестапо Вилли Леман-Брайтенбах, сотрудничал с советской разведкой около 13 лет и передавал своим кураторам важнейшую стратегическую информацию о германской оружейной промышленности, включая строительство подводных лодок и ракетную программу Третьего рейха, сообщал о разработке боевых отравляющих веществ. Ценнейший источник снабжал Москву данными о деятельности немецких спецслужб и их агентурной сети в СССР, ключами от шифров Гестапо и другой сверхсекретной ведомственной информацией, жизненно важной для советских органов госбезопасности.

Прототип Штирлица Вилли Леман и Вячеслав Тихонов были мало похожи друг на друга. Фото из открытого источника
Прототип Штирлица Вилли Леман и Вячеслав Тихонов были мало похожи друг на друга. Фото из открытого источника

В отличие от русского по национальности Исаева, кадрового офицера советской разведки, немец Леман-Брайтенбах был завербован в 1929 году. На сотрудничество с советской резидентурой пошёл охотно прежде всего из идеологических соображений – Вилли Леман ненавидел национал-социализм и предвидел, чем фанатичное следование ему рано или поздно обернётся для Германии.
Исследователь творчества Юлиана Семёнова писатель Борис Эскин приходит к выводу, что факты деятельности Лемана послужили основой сюжета романа «Семнадцать мгновений весны» и создания литературного образа Исаева-Штирлица.
Вилли Леман-Брайтенбах был схвачен немецкой контрразведкой и казнён в декабре 1942 года вместе с ещё двумя другими крупнейшими советскими агентами, работавшими в германской верхушке, Харро Шульце-Бойзеном и Арвидом Харнаком.

Продолжение следует...