Найти в Дзене
АиФ Крым

Дурень думкой богатеет. Как Зеленский хочет переделать Крым

Оглавление
   Карта Крыма на Украине будет существенно отличаться от нашей.
Карта Крыма на Украине будет существенно отличаться от нашей.

Украинский президент Владимир Зеленский 5 сентября дал отмашку на «переустройство Крыма». На новое административное деление. Одним росчерком пера привел в движение странный механизм, благодаря которому на территории «незалежной» будет сформировано множество маленьких «правительств в изгнании». Точнее, структур городских и сельских администраций для полуострова.

Видимо, все эти люди что-то будут делать и получать за это деньги. Возможно, даже на Украине издадут новые карты и сделают дорожные указатели с новыми названиями. Эдакая видимость подготовки к каким-то действиям в Крыму, который к «неньке» не вернется никогда. Со стороны выглядит это в точности так, как сформулировал сатирик Михаил Жванецкий: «Состояние запора при бурной работе всего организма».

Krym.aif.ru решил вспомнить об украинских административно-топонимических планах на полуостров.

Журавль в небе

В августе этого года украинский парламент принял законопроект, который «стряхнул пыль» уже имеющегося закона от 2020 года: о новом административном делении Крыма.

Он предусматривал вместо существующих 14 районов «нарезать» 10.

Создать Евпаторийский район, включив туда территории нынешнего Сакского и Черноморского, в Белогорский «влить» Нижнегорский, сделать Керченский, расширив на современный Ленинский район.

Ялтинский район должен захватить Алушту с ее селами и поселками, Феодосийский — Судак плюс Раздольненский и Кировский районы.

На этом фоне мелочью кажется переименование Красноперекопского района в Перекопский. Кстати, Севастополю как отдельной административной единицы в киевских планах места нет. Его предписывается «вписать» в Бахчисарайский район с центром в Бахчисарае...

В общем, в 2020 году депутаты Верховной Рады с восторгом проголосовали за закон, имевший уточнение: все это счастье начнет осуществляться после «возвращения Крыма». В самом Крыму над этими планами посмеялись, покрутили пальцами у висков — тем дело и закончилось.

   Названия сёл советского периода в Крыму не дают покоя украинским властям. Фото: Из архива/ Администрация Ленинского района Крыма.
Названия сёл советского периода в Крыму не дают покоя украинским властям. Фото: Из архива/ Администрация Ленинского района Крыма.

И вот, в последний месяц лета 2023-го, депутаты, которые обещанного три года ждали, вдруг принимают инициативу по Крыму. Смысл ее в том, что намеченное новое административное деление полуострова осуществить не когда-нибудь, а прямо сейчас. Да еще приступить к утверждению «временных территориальных громад на территории Крыма, на основании которых можно создать широкую сеть военных администраций».

Зеленский новый закон подмахнул. И теперь работа закипит!

То, что в реальности это невыполнимо — точно так же, как, к примеру, украинские инициативы по новому районированию Германии, США, Юпитера, созвездия Альфа Центравра, никого не интересует.

«Подписание Зеленским абсурдного закона носит демонстрационный и в некотором смысле ритуальный характер. Накануне неминуемо поражения Зеленский вроде как говорит своему обществу о планах войны за Крым, при этом зная, что у киевского режима нет сил и средств, чтобы отвоевать полуостров у России», — считает председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения Иван Мезюхо.

Махнули не глядя

Интересно, что украинские политики сразу же заговорили и об «оживлении» другого закона. В 2016-м парламент «незалежной» утвердил инициативу о переименовании населенных пунктов и районов полуострова. Всего наметили к изменению больше 70 названий в Крыму и одно в Севастополе.

В границах города-героя авторам закона почему-то костью в горле стало село Колхозное. Его предложили превратить в Узунджу — так оно называлось до 1948 года. По полуострову кандидатов на переименование выбирали по принципу: есть ли там хоть отголосок советского прошлого. Поэтому «под нож» пошли названия в честь советских деятелей — например, Куйбышева, Ленина, Фурманова, Фрунзе, Калинина, Кирова. А также все, где упоминается... красный цвет: Красногвардейское, Красная поляна, Красный Партизан, и многие другие. Искоренить решили Советское, Октябрьское, Совхозное, Комсомольское, Пролетарку и даже Субботник.

Очень может быть, что в ближайшие месяцы мы узнаем, что Владимир Зеленский подписал еще один закон. И переименовывать крымские райцентры и села украинские деятели будут тоже «прямо сейчас». Хотя и на липовых административных и топонимических изменениях не принадлежащей Украине территории, наверное, можно срубить денег? Вытрясти на это у киевских зарубежных спонсоров несколько миллиардов, и благополучно их разворовать.

Кстати, вопрос о переименовании крымских сел в украинские времена был «горячим». Меджлис (организация, признанная в РФ экстремистской) в 2010 году заявил о необходимости создать в украинском парламенте комиссию по... возврату тюркских названий населенным пунктам Крыма.

«Вопрос изменения крымских топонимов — это давняя цель меджлиса, — рассказала руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселёва. — Законопроекты о тотальном изменении крымских топонимов не раз вносились в Верховную Раду, еще в период националистической власти в Киеве. Но тогда не выносились на голосование. Однако с закономерным перерождением киевской власти в нацистскую, эти планы обрели реальность: но виртуальную. Крым никогда не вернется на Украину, где он оказался не по своей воле после развала Советского Союза. Поэтому нардепы и Зеленский могут сколь угодно марать бумагу по изменению административно-территориального устройства Крыма и переименованию, но все эти изменения останутся их недостижимыми бреднями».

Наталья Киселёва указала, что это подчеркивается и изменением самой формулировки старта предполагаемого процесса. От «с момента возвращения временно оккупированной территории Автономной Республики Крым» до «со дня вступления в силу». Действительно, чего ждать недостижимого и недосягаемого?

Нельзя «вернуть, как было»

Крым за все время существования советской власти пережил маленькие и большие топонимические и «административные» бури. Иногда в них навсегда пропадали села и деревни. А некоторым удавалось вернуть прежние имена, но это были всегда точечные истории.

Первой жертвой желания зачеркнуть прошлое стала в январе 1921 года Ялта. На третий месяц существования власти рабочих и крестьян ее переименовали в Красноармейск. Старое название, по мнению местного ревкома, ассоциировалось с буржуазным разгулом. В августе того же года городу вернули прежнее имя — «наверху» инициативу не одобрили.

   Переименования Крымских городов случались и раньше. Ялта, например, некоторое время называлась Красноармейском. Фото: Из архива/ Республиканская научная библиотека «Таврика».
Переименования Крымских городов случались и раньше. Ялта, например, некоторое время называлась Красноармейском. Фото: Из архива/ Республиканская научная библиотека «Таврика».

Самые масштабные топонимические преобразования в Крыму начались после освобождения полуострова в 1944-м и закончились лишь в 50-х годах. После депортации армян, греков, болгар, крымских татар (а немцев и итальянцев с полуострова выселили еще раньше), с карты попытались стереть и память о них. Хорошо, что дело не дошло до переименования гор, ущелий, урочищ и прочей «географии».

В конце 80-х годов прошлого века на полуостров стали возвращаться высланные отсюда люди, их дети и внуки. Но им предстояло жить в другом Крыму. Который был восстановлен руками переселенцев из нескольких областей России и УССР. Который развивался и отстраивался, благодаря их усилиям.

И названия сел и поселков — часть общей жизни крымчан. История — дорога в одну сторону. Именно поэтому инициативы о тотальном возвращении прежних названий у большинства жителей полуострова поддержки не получили. К тому же немало сел носят имена знаменитых полководцев, ученых, защитников и освободителей Крыма.

Изменения на карте Крыма:

  • 1924 г. — ликвидировано 5 районов, деревня Китей Керчекнского района переименована в Либкнехтовку, в честь немецкого коммуниста.
  • 1924-1930 — переименование деревень по названию созданных в них коллективных хозяйств. Например: Знаменка, Интернационал, Красная Звезда, Красное Знамя, Маяк Коммуна, Первое Мая, Пролетарий в Джанкойском районе, Победа в Евпаторийском.
  • С 1924 г. — организация еврейских совхозов и колхозов, новые населенные пункты именуют и переименовывают по инициативе переселенцев: Авода («Работа»), Мааян («Источник»), Хейрус («Свобода»), Хаклай («Крестьянин») и т.д.
  • 1928 г. — переименование села Илларионовки Джанкойского района в Федоровку в честь убитого кулаками селькора Федора Приходько.
  • 14.12.1944 г. — переименование 11 районов и райцентров.
  • 21.08.1945 г. — переименование всех сельсоветов и 333 сел, в которых они располагались.
  • 18.05.1948 г. — переименование всех сел и деревень «с нерусскими названиями», всего 1009.
  • 1948-1954 гг. — переименование станций, железнодорожных разъездов.
  • 1990-1993 гг. — по инициативе местных жителей возвращены прежние названия: село Танино в Первомайском районе стало называться, как раньше, Джурчи. Поселок Фрунзе снова стал Партенитом, Планерское — Коктебелем, Ботаническое — Никитой, Белокаменск — Инкерманом.