Могут ли поведенческие вмешательства заставить вас отказаться от печенья в пользу морковки?
Большинство из нас хотели бы питаться лучше. Я знаю, что мне этого хочется. Но когда наступает голод, и вы стоите в очереди в кафе, где можно перекусить, салат кажется очень скудным рядом с аппетитно выглядящим печеньем. Я не могу не думать о том, что моя диета - и моя талия - выглядели бы гораздо лучше, если бы я просто больше любил салат.
Новое исследование показывает, что, хотя мы никогда не перестанем любить печенье, мы можем сделать морковку немного более привлекательной. У людей с избыточным весом поведенческое вмешательство привело к изменению реакции их мозга на высоко- и низкокалорийную пищу. Небольшое пилотное исследование интригует, но, поскольку в нем приняли участие всего 13 человек, необходимо провести более масштабное исследование, прежде чем ученые поймут, может ли тренировка мозга заставить нас воздерживаться от пищи.
"Каждый человек реагирует на высококалорийную пищу сильнее, чем на низкокалорийную. Это нормальное явление", - говорит соавтор исследования Сьюзан Робертс, специалист по поведенческому питанию из Университета Тафтса в Медфорде, штат Массачусетс. По ее словам, если большинство людей предпочитают пирожные свекле, то людям с избыточным весом или ожирением труднее отказаться от высококалорийных продуктов. "При избыточном весе происходит ослабление влияния на ряд структур мозга, включая систему вознаграждения, - говорит она. "Получать удовольствие от еды в целом становится труднее, и поэтому, когда у человека появляется лишний вес, ему очень хочется есть высококалорийные продукты, поскольку именно они в наибольшей степени активизируют систему вознаграждения".
Особую проблему представляет собой тяга к еде. Желание есть отличается от голода и сосредоточено на конкретной пище, часто высококалорийной. Другие исследования показывают, что люди, страдающие ожирением, испытывают большее желание есть, чем те, кто не страдает ожирением. В течение последних нескольких лет Робертс сосредоточил свои усилия на разработке диеты, которая не просто направлена на борьбу с весом, а направлена на устранение тяги к еде. "Существующие программы трудно соблюдать", - говорит она. "Все они негативны, в них речь идет о том, чтобы взвешивать людей или иметь достаточно силы воли, чтобы мириться с чувством неудовлетворенности. Это основная причина, по которой люди отказываются от них". Уменьшение тяги - один из способов облегчить процесс".
Робертс и ее коллеги разработали поведенческое вмешательство, сочетающее рецепты и планы меню, контроль порций и советы по питанию с групповыми сеансами поддержки. Предыдущее исследование, проведенное этой группой, показало, что за шесть месяцев групповых занятий и соблюдения диеты люди действительно похудели. При этом они также отмечали снижение тяги к еде.
Ученые хотели выяснить, какое влияние это поведенческое вмешательство может оказывать на мозг. Особенно их интересовали системы, связанные с вознаграждением. В исследовании, опубликованном 1 сентября в журнале Nutrition and Diabetes, восемь участников в течение шести месяцев получали поведенческую терапию (сейчас она продается под названием iDiet) и потеряли в среднем 6,3 кг (13 фунтов). Контрольная группа из пяти человек была просто поставлена в лист ожидания, не получала никаких поведенческих тренингов и за шесть месяцев набрала в среднем 2,1 кг (4,6 фунта).
В начале и в конце шестимесячного курса Робертс и его коллеги из Массачусетской больницы поместили каждого участника в магнитно-резонансный томограф и показали ему изображения непищевых предметов (бумажник или книга), низкокалорийных (курица или полезный сэндвич) и высококалорийных (картофель фри или палочки моцареллы) продуктов питания. Испытуемых просили оценить, насколько вкусно, по их мнению, выглядит еда.
При этом с помощью функциональной МРТ определялся уровень кислорода в крови в различных участках мозга. Считается, что увеличение притока крови с кислородом к той или иной области мозга свидетельствует о повышении активности в этой области. По сравнению с контрольными участниками, у людей, соблюдавших шестимесячную диету, наблюдался более интенсивный кровоток в правом вентральном путамене, когда им показывали низкокалорийную пищу. При показе высококалорийной пищи у сидящих на диете наблюдалось снижение кровотока в левой дорсальной области путамена по сравнению с теми, кто сидел на диете. Группа, соблюдающая диету, также оценивала высококалорийную пищу как менее вкусную.
Путамен является частью стриатума мозга, области, связанной с обучением и подкреплением, желанием повторить то или иное поведение или предсказанием того, что что-то будет приятно. Робертс пришла к выводу, что "можно переучить свой мозг, чтобы ему нравилась другая пища". По ее словам, изменения в кровотоке указывают на то, что полугодовое вмешательство изменило отношение людей к пище, с которой они сталкиваются.
Хотя это исследование открывает перспективы для поведенческих вмешательств, направленных на борьбу с тягой к еде, оно все же не совсем способно научить ваш мозг любить салат. Путамен действительно проявлял повышенную активность в ответ на низкокалорийную пищу и пониженную в ответ на высококалорийную. Но низкокалорийная пища не воспринималась как более вкусная. Мы можем расти и осознавать опасность стейка, но от этого салат не становится вкуснее.
Сьюзан Карнелл, исследователь ожирения из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса, говорит, что, хотя изменения в мозге очевидны, неясно, что они означают для тех, кто придерживается диеты. "Мы не знаем, насколько важны эти изменения в стриатуме", - говорит она. "Возможно, они являются лишь одним из компонентов гораздо более крупной сети изменений в мозге. Они также могут быть следствием изменений в пищевом поведении и весе, связанных с вмешательством, а не их причиной".
Исследование также поднимает множество дополнительных вопросов. Неизвестно, могут ли подобные эффекты наблюдаться у людей с нормальным весом или у людей с сильным ожирением. В исследовании также не было выяснено, почему происходят изменения в мозге. Возможно, люди, придерживающиеся эффективной диеты, успешнее противостоят высококалорийным продуктам. Возможно, на реакцию влияет знание того, что является "плохой" или "хорошей" пищей. А может быть, на результаты влияет чувство вины за высококалорийную пищу.
Карнелл также отмечает, что исследование с участием всего 13 человек имеет свои ограничения. Может оказаться, что восемь участников вмешательства просто отличались от пяти контрольных. Однако она впечатлена этой работой и надеется, что исследование будет повторено в более многочисленной группе. "Это важное с научной точки зрения исследование для нашей области", - говорит она. Оно позволяет предположить, что функция мозга не является "заданной", и поэтому избыточный вес и ожирение не обязательно являются "судьбой" человека".
Робертс согласна с тем, что "любая наука о питании нуждается в повторении, и это, безусловно, верно в данном случае из-за небольшого размера выборки". Ее интересуют и другие вопросы, в том числе проведение более крупных исследований, сравнивающих ее диетическое вмешательство с другими, а также то, какие еще структуры мозга и поведение, связанное с едой, могут быть изменены. "Это первая демонстрация того, что подобные изменения возможны", - говорит она. "Теперь нам нужно провести множество исследований, чтобы показать все области мозга, на которые оказывается воздействие".
Источник: Science News