На заре жизни
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в семье среднего достатка. Отец служил чиновником в суде. Семья жила в Замоскворечье (часть города за Москвой-рекой, где жил «простой люд»). В 1831 году мать Александра Николаевича умерла и, после, в 1836 году у него появилась мачеха – дочь шведского дворянина – Эмилия Андреевна фон Тессин. Несмотря на то, что будущий писатель с детства был неистовым книгочеем, учился он не очень благополучно. Окончив гимназию, по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета (хотя сам хотел бы на историко-филологический). Во время учебы страсть к искусству не охладевала, и через 3 года после поступления в университет, Островский пишет прошение об уходе. Далее он поступает на службу в должности канцелярского служителя в Московском Совестном суде, после станет переписчиком финансовых дел в Коммерческом суде. Этот опыт работы наложил отпечаток на всю творческую судьбу писателя – некоторые образы, истории он возьмет из служебных материалов. В общей сложности, на должности переписчика Островский провел 8 лет жизни, где перед ним открылся мир обмана, произвола и унижения. Все это время, он чувствовал наклонность к авторству, чтобы в «живой, изящной форме произносить «свой суд над жизнью».
Начало творческого пути
Утром 14 февраля 1847 года, Островский закончил свою первую пьесу – «Семейная картина». Вечером того же дня, он прочитал ее в доме своего университетского профессора – С.П. Шевырева и получил массу позитивных отзывов. С этого дня Островский начал считать себя русским писателем и поверил в свое призвание. Через месяц, 14 марта 1847 года, пьеса была напечатана в «Московском городском листке». После столь восхитительного начала, драматург продолжает писать произведения, основной темой которых является имущественный вопрос, сословное неравенство и обличение самодурства.
Осенью 1849 года Островский закончил комедию о купце, который объявляет себя банкротом дабы обмануть кредиторов (это встречалось в рабочей практике писателя довольно часто). Однако, купец сам оказывается обманутым своим приказчиком, который превращает его в подлинного банкрота. Название комедии менялось три раза: сначала она называлась «Несостоятельный должник», позднее - «Банкрут», и еще позднее переименована в «Свои люди – сочтемся». Эта четырехактная пьеса стала новым словом в русской драматургии. Общее впечатление о ней выразил писатель В.Ф. Одоевский: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю нумер четвертый». На одном из чтений Островского появился Н.В. Гоголь и, назвав Островского талантом, все-таки дал несколько замечаний. В 1850 году «Свои люди – сочтемся» опубликованы в журнале «Москвитянин». Успех пьесы случился огромный, однако, на сцене произведение так и не было поставлено при жизни автора. Комедия привлекла внимание властей, в журнале заседаний цензурного комитета осталась резолюция императора Николая I: «Совершенно справедливо, напрасно печатано, играть же запретить». Объяснить действия властей можно опасениями возникновения революционных волнений, которые к тому времени захватили некоторые европейские государства. Комедия появилась на сцене только в 1861 году, накануне «Великой реформы».
Рассмотрим дебютное произведение драматурга подробнее. Согласно сюжету, в центре пьесы – богатый купец Большов, его дочка Липочка и старший приказчик – Подхалюзин. Отец Липочки, не желая возвращать долги прикинулся банкротом, переведя все свое состояние на имя приказчика, который, немного погодя, становится мужем Липочки. По договоренности мужа и жены, Подхалюзин присваивает все состояние себе, а Большова, соответственно, за долги сажают в «яму» (долговую тюрьму). Спасти купца можно, уплатив часть долгов кредиторам, но дочь и новоиспеченный зять отказывают в помощи. Почему молодые люди, родственные души отказались помочь отцу? Потому что купец Большов – самодур и деспот, отношения в его семье были основаны на страхе и унижении, все перед ним трепетали, ни о каком уважении и любви не было и речи. Главный вопрос, освещенный в пьесе: как «вырастают» самодуры? В произведении показана история становления Большова, то, как он стал человеком, не уважающим других людей, желающим только богатства. В конце комедии становится понятно, что такими же самодурами станут Подхалюзин и Липочка, в конце пьесы мы слышим от бывшего приказчика: «старики почудили на своем веку, теперь нам пора».
Таким образом, пьеса «Свои люди – сочтемся» обличает общественные отношения, основанные на имущественном неравенстве и жажде наживы, это сатира на самодурство, порождаемое самодержавно-крепостническим строем. Глубокая трагедия этой комедии заключается в том, что денежный расчет, так или иначе, калечит человеческие жизни.
Островский – мастер речевой характеристики, он наделяет своих персонажей репликами, которые ясно раскрывают их психологию, взгляды на жизнь и идеалы.
Новые перспективы
Вернемся к жизни А.Н. Островского. После написания своей дебютной комедии «Банкрот», драматург покидает службу в суде. С 1850 года он становится сотрудником журнала «Москвитянин», в числе, так называемой, «молодой редакции», писателей-новаторов, задачей которых стало восстановить популярность «Москвитянина» среди читателей-интеллигентов.
14 января 1953 года состоялась первая сценическая постановка комедии Островского «Не в свои сани не садись».
Во второй половине 50-х годов А.Н. Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник» в Петербурге. Формально он не был связан с журналом, но регулярно публиковал в нем свои произведения. Драматург был сторонником русской самобытности, не тяготел к революции, поэтому его яро поддерживали славянофилы (почвенники), и так же яро критиковали радикалы, умеренные западники и революционные демократы. После закрытия «Современника», Островский продолжит публиковаться в его «преемнике» - в «Отечественных записках».
Два лета, с апреля по август 1856 года и с мая по август 1857 года, драматург колесил по Волге в рамках экспедиции «молодых даровитых литераторов» для исследования быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством. Проникнувшись волжской жизнью, Островский вдохновился на свои последующие великие творения – знаменитые пьесы – «Гроза», «Бесприданница» и многие др. Позднее С.А. Юрьев скажет о самой известной из них: «Грозу» Волга написала».
В период 50-х годов расширяется круг жизненных явлений в пьесах Островского – он продолжает обнажать общественное зло в купеческой среде как результат системы угнетения. Вместе с тем, в его пьесах появляются герои, протестующие против самодуров и являющие собой воплощение правды и справедливости. Например, таким героем стал В.Н. Жадов в пьесе «Доходное место». Бедный интеллигент, труженик, убежденный жить по совести человек поступает на чиновничью службу. Он мечтает добиться успехов честным трудом, борется со взятками и верит в силу правды. Однако, резко столкнувшись с жестокой действительностью в лице сослуживцев, своих родственников, толкающих героя на преступления во имя «хорошей жизни», Жадова одолевает мимолетная слабость. Он вспоминает поучения дядюшки «жить как все умные люди» и идет к нему же просить «доходного места» по настоянию жены и тещи. Дядюшка отвечает племяннику насмешкой о его мнимой чести, так быстро испарившейся, когда тот столкнулся лицом к лицу с жизнью. Слова жестокого родственника потрясают Жадова, он стыдится своей слабости и остается верным своим идеалам. Вот такой пример героя, который, мы надеемся, успешно борется с системой, благодаря своей вере в правду и честность.
В 1859 году выходит первое двухтомное собрание сочинений А.Н. Островского. Примерно в это же время выходит статья Добролюбова «Темное царство», в которой критик раскрывает перед читателями новаторство Островского: драматург «обладает глубоким пониманием русской жизни и умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны». Все пьесы Островского обличают «темное царство», в котором главенствует самодержавно-крепостнический строй. Критик вопрошает: «Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак «темного царства?»
Новое слово в литературном и театральном искусстве
В течение лета и осени 1859 года А.Н. Островский написал драму «Гроза». Пьеса была напечатана в 1860 году, в период общественного подъема, когда в душной атмосфере собиралась «гроза» (давно известное в литературе олицетворение борьбы за свободу), трещали устои крепостничества.
Тогда же в 1860 году Добролюбов снова публикует статью, посвященную творчеству, теперь уже точно, великого драматурга – «Луч света в темном царстве», раскрыв общественное значение «Грозы». Читатели приняли пьесу восторженно, однако, реакционная критика обвинила драматурга в безнравственности и нарушении законов театрального искусства. «Грозу» и по сей день называют его лучшей пьесой. Подробнее «Грозу» стоит рассмотреть в отдельной статье.
А.Н. Островский становится образцом литературы нового времени, открывая в русской литературе новый жанр в рамках драматического рода – драма (в узком смысле слова), изображающий обыкновенную жизнь, где смех и слезы сосуществуют в пределах одного произведения. Новая драма постепенно отменяет обязательный для старой драмы принцип трех единств. С точки зрения построения пьесы, «Гроза» написана неправильно, с нарушением всех законов классики драматического произведения. Когда Островский узнал, что пьесу хотят перевести на французский язык он сокрушенно заявил: я «с непростительным легкомыслием отнесся к форме», не желая оскорбить тонкий вкус французов – приверженцев классицизма.
Время размеренной жизни
Снова вернемся к личной жизни драматурга. С 60-х годов А.Н. Островский сожительствует, как говорят в народе, с гражданской женой, простой и необразованной женщиной – Агафьей Ивановной, фамилия которой осталась неизвестна. У них рождается и умирает несколько детей, только один из них смог дожить до 20-летнего возраста. В 1867 году умирает и Агафья Ивановна. Немного позже писатель находит себе новую жену – молодую артистку М.В. Бахметьеву, с которой заключает официальный брак. Всего у них рождается 6 детей, трое из которых еще до брака.
Островский живет в Москве, а лето проводит в имении Щелыково (доставшееся ему с братьями от мачехи). В Щелыково находится его творческая мастерская, в которой он пишет пьесы к новому театральному сезону. Драматург не имел привычки предаваться «творческому безделью», писательская деятельность была его «хлебом», поэтому отдыха Островский себе практически не позволял. Более 40 оригинальных пьес он написал для театра. Главные из них: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы», «Последняя жертва», «Бесприданница».
Пьесы Островского и поныне с успехом ставят в театре, что говорить о его современниках. Драматург откликался на новые явления в обществе – на вероятность развития России по капиталистическому пути. Особенно остро эта тема звучит в «Бесприданнице». Сюжет драмы заключается в том, что некая прекрасная девушка с горячим сердцем по имени Лариса полюбила одного «просвещенного» дельца, строившего из себя интеллигента. Этот делец, к несчастью Ларисы, не может на ней жениться, поскольку девушка является «бесприданницей». О какой любви здесь может идти речь? Ларисе приходится выйти замуж за другого – мелкого чиновника, который вроде бы и ненавидит «богатеев», а вроде бы и по-своему им завидует. Свадебное торжество, организованное мужем Ларисы для общества интеллигентов, заканчивается всеобщим горем – унижением новобрачных и смертью Ларисы, которая убеждена: «любви нет на свете, нечего ее и искать». Чистая публика, внешне культурная и просвещенная, оказывается такой же, какими когда-то изображались писателем купцы-самодуры. Читатели и зрители ясно видят – это они и есть, эти же самые самодуры, но в новом обличье. Их нравы враждебны всему человеческому, ими движут только страсти обогащения, выгоды и наживы.
Вся жизнь ради театра
А.Н. Островский не раз повторял: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Он стал теоретиком передовой театральной мысли, другом и наставником актеров, режиссеров, защитником артистов и писателей. Творчество писателя повлияло и на развитие русской национальной оперы, вдохновив великих композиторов на написание музыки к своим произведениям. Островский, по праву, является человеком театра, всю жизнь он борется за то, чтобы в жизнь театрального искусства не вмешивались цензоры и чиновники. Еще в 1859 году он стал одним из основателей Литературного фонда, помогающего литераторам и ученым, в 1865 году организует Артистический кружок вместе с Н. Рубинштейном, являющийся клубом любителей искусства. В 1874 году создает общество русских драматических писателей, помогающее бороться литераторам за свои права.
На закате своей жизни, 14 декабря 1885 года, Островский получил назначение быть заведующим репертуаром Московских театров. Мечта драматурга осуществилась, теперь он с азартом берется за новую работу по перестройке всего театрального дела. Силы писателя на исходе, он уже не в состоянии работать так много, как хотелось бы, однако, какие-то преобразования новый руководитель воплощает в жизнь.
2 (14) июня 1886 года А.Н. Островский умер в своем имении Щелыково, как вспоминают очевидцы (а правда это или вымысел?) за письменным столом с пером в руке. Писатель работал до последней минуты. За свою жизнь А.Н. Островский написал и опубликовал 47 оригинальных пьес, несколько пьес в соавторстве, очерки, записки, словарные материалы. Его запомнили поколения читателей, как великого драматурга, Малый театр навсегда остался Домом Островского.
А.Н. Островский писал для всего народа, его произведения понятны и содержательны, они обличают «нестареющие» пороки общества, поэтому являются актуальными и гениальными и по сей день.