Найти тему
Музклассы.рф

Как выбрать педагога по вокалу: 5 советов для новичков

Оглавление

Независимо от того, выбрали ли вы для себя путь профессионального певца или решили научиться петь «для себя», чтобы блистать в караоке и на дружеских вечеринках, обучение вокалу должно проходить под контролем профессионала. Голос — не гитара, если сломается, новый не купишь. Поэтому к вопросу обучения вокальному мастерству нужно подходить очень серьезно и вдумчиво.

Как правильно искать педагога по вокалу, на что опираться в выборе, а чего совершенно точно не нужно делать — расскажем в этой статье.

Фото: Restyler Viacheslav / Фотобанк Лори
Фото: Restyler Viacheslav / Фотобанк Лори

Вокалист, выступающий на сцене, обязан уметь петь и обучаться этому всерьез. Потому что музыкант — это профессия, а петь мимо нот на широкую аудиторию — это неуважение к ней. Но даже если вы хотите научиться петь для себя, не планируете выпускать собственные песни и давать концерты, то поставленный специалистом голос позволит вам с легкостью исполнять любимые хиты, сохранив здоровье голосового аппарата.

Как же выбрать правильного педагога, чтобы занятия были по-настоящему результативными, а деньги за уроки не оказались выброшенными на ветер? Рассмотрим подробно, на что стоит обращать внимание новичку.

1. Педагог должен обладать отличным слухом и прекрасно владеть голосом

Пункт номер один для педагога по вокалу — это максимально хорошие слух и голос. Потому что он постоянно должен демонстрировать техники и приемы, показывать их на своем примере. Это один из важнейших рычагов воздействия, совершенно необходимый в обучении.

Если педагог не обладает превосходными вокальными навыками, он не сможет человеку показать, что и как правильно делать. Да, одни ученики лучше воспринимают словесные объяснения, но другим обязательно нужно продемонстрировать наглядно. Они могут совершенно не реагировать на теорию, но достаточно один раз показать — и человек тут же все понимает, буквально почастотно «снимает» преподавателя.

Соответственно, если у педагога имеется пробел в части музыкального слуха или техники пения, то он обделит своего ученика, не дав ему того важного личного примера, на который начинающий вокалист мог бы ориентироваться, как на эталон. Но что еще хуже, педагог с не идеальным слухом может не распознать ошибки и улучшения у самого ученика и выстроить правильную тактику обучения.

Если вы пока еще не в состоянии самостоятельно оценить уровень педагога, то обратитесь за советом к знающему человеку.

2. Опытность — большой плюс для педагога

Способов обучить человека пению очень много, но они, как правило, работают в совокупности. И преподавателю нужно выработать индивидуальный подход к каждому ученику, в зависимости от его исходных физиологических данных, темперамента, способности воспринимать информацию и других важных моментов.

Для этого нужен серьезный педагогический опыт, потому что опыт — это разные случаи, разные прецеденты, отличающиеся подходы и методы. Тут как у врачей: миллион диагнозов и миллион последующих правильных решений (неправильные могут закончиться фатально). Поэтому для хорошего преподавателя очень важна «накатанность», большая проходимость учеников и максимальная степень педагогической талантливости.

Талантливость педагога — это уровень его креативности, способности принимать правильные решения. Насколько он может сообразить, какой именно метод в обучении применить в каждом конкретном случае, как быстро и какими средствами вытаскивается из человека результат. Замечать, где идет улучшение и развивать его. Все эти знания приобретаются в том числе и с опытом.

3. Успешные выпускники — показатель качества преподавания

Педагог не обязательно должен сам быть звездой и постоянно выступать. Это скорее редкость, так как преподавательская деятельность отнимает немало времени. Здесь лучше ориентироваться на то, сколько успешных артистов этот педагог на сцену выпустил.

Большое количество регалий тут фактор второстепенный. В выборе лучше всего опираться на рекомендации «коллег по цеху», степень статусности в музыкальном мире. Нужно искать мнения и отзывы реальных людей, желательно хорошо разбирающихся в вопросе.

Есть много прекрасных педагогов, которые не склонны к самопиару, они мало пишут о себе, часто даже не ведут соцсети. Найти такого педагога самостоятельно в интернете может быть трудно. Поэтому — отзывы и рекомендации.

4. Тембры голоса у педагога и ученика должны быть близкими

Этот пункт особенно актуален для тех, кто идет к преподавателю с целью улучшить музыкальный слух или повысить точность интонирования, а также для работы в стилях, где важна высочайшая техничность исполнения. В этих случаях желательно, чтобы преподаватель и ученик обладали близкими вокальными диапазонами.

Если вокалист — тенор, то ему лучше искать преподавателя тенора. Если преподаватель альт, то ей скорее всего будет комфортно обучать низкоголосых девушек и выскоголосых мужчин. Если педагог — баритон, то он может успешно учить бас, баритон и, возможно, второй тенор. Высокому сопрано нужно искать именно «сопрановых» преподавателей.

Людям с плохим слухом совершенно необходимо придерживаться этой рекомендации, так как одну и ту же ноту в исполнении женщины и мужчины человек с неустойчивым слухом может очень по-разному воспринимать. Например, нота ре малой октавы в женском исполнении по звучанию может казаться низкой, а в мужском — высокой. Человек с хорошим слухом будет реагировать только на высоту ноты, разница в тембрах его не смутит. А вот если слух не очень хороший, то тембральная разница может запутать новичка, и он будет стараться петь не по нотам, а по своим ощущениям.

Вот почему очень важно еще на старте определить, какой у вас вокальный диапазон.

5. Как не нужно искать педагога

Музыка — это тонкие настройки, а новички, не имеющие специального образования, зачастую в музыке вовсе не разбираются. Поэтому идут либо в ближайшую к дому вокальную школу, либо смотрят, крутой ли сайт, сколько подписчиков в соцсетях и какая у них активность. Так делать не надо! Лучше почитайте, что пишут о педагогах этой школы в других источниках, есть ли о них отзывы, какие у них реальные достижения.

Например, если на сайте вокальной школы указано только имя преподавателя и строчка «лауреат международных конкурсов», но нет никаких ссылок на его аккаунты и проекты (порой даже фамилии может не быть), а среди выпускников лишь «уверенные посетители караоке», учившиеся в той же школе — это повод задуматься. Скорее всего, шансов чему-то научиться там нет. Такие «клубы по интересам» создаются скорее для вашего развлечения, чем для серьезного обучения. И тут нужно хорошо понимать, за что вы платите.

Новички без музыкального образования обычно не в состоянии самостоятельно оценить результаты обучения. Человеку может казаться, что он стал петь лучше, преподаватели постоянно хвалят, говорят, как здорово у него все получается. А на самом деле счастье, если он оттуда хотя бы со здоровыми связками выйдет.

Голос — это не шутки! Неправильное пение может крайне пагубно сказаться на здоровье речевого аппарата. Поэтому даже «для себя» петь нужно правильно. И учиться этому под присмотром профессионала.

Теперь вы знаете, что у хорошего преподавателя должны быть прекрасный музыкальный слух, отличный голос, педагогическая талантливость, большой опыт и хорошие отзывы. Он должен знать и применять все возможные рычаги воздействия во время обучения, точно оценивать результаты и понимать, как их развивать. Чем больше рычагов воздействия, средств объяснения и способов донести информацию есть у педагога, тем лучше будет результат у его ученика!