Большинство детей в возрасте 2,5-3,5 лет начинают произносить звук "Р" соответственно развитию их речевых навыков. Однако, при отсутствии данного звука в возрасте 5-6 лет, возможно, требуется помощь в его постановке.
Так как важно помнить о соответствии методик возрасту ребенка, простые и забавные упражнения могут быть эффективным инструментом для обучения дома и стимулирования речевого развития вашего ребенка. Это особенно важно сделать перед тем, как начать учить ребенка читать. А о том, как это делать правильно можете узнать на бесплатном вебинаре для родителей
Упражнения для постановки звука "Р":
1. "Зеркало": Попросите ребенка открыть рот и показать язык, затем прикоснуться к верхним зубам и откатить его назад, образуя борозду. Вы можете продемонстрировать этот процесс ребенку перед зеркалом, чтобы он мог увидеть, как это делать правильно.
2. "Моторика": Используйте пластилин или золотник, чтобы помочь ребенку визуализировать и описывать движения, необходимые для произношения звука "Р". Ребенок может сворачивать и разворачивать пластилин, имитируя прокатку языком.
3. "Упражнение с пением": Пение может помочь детям научиться контролировать движения языка и губ. Попросите ребенка петь песни с буквой "Р" в тексте, каждый раз протягивая звук и повторяя самые важные сочетания звуков с Р.
4. "Качели": Просите ребенка широко открыть рот и болтать языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом он должен задержать кончик у верхних зубов на 15–20 секунд. Повторяйте регулярно
5. "Котëнок": Представляем, что на блюдце лежит лакомство - варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
6. "Почитай-ка": Для должного развития фоносемантического слуха, читайте ребенку книги или рассказы со словами, содержащими букву "Р". Это поможет ребенку услышать и понять, как звук "Р" используется в различных контекстах.
Попытки тренировать ребенка произносить звук "Р" должны проводиться в игривой и непринужденной обстановке. При этом важно не ставить перед ребенком задачу "правильно произнести 'Р'", а стимулировать его общую речевую активность.
Примите во внимание, что некоторые дети могут испытывать трудности или требовать больше времени для овладения звуком "Р". В случае продолжительных трудностей, рекомендуется обратиться к специалисту-логопеду для более подробной диагностики и коррекции.