Многие думают, что творческие профессии отличаются от остальных отсутствием рутины. Но это далеко не так. К сожалению, любая профессия, как и деятельность вообще, обязательно имеет свою рутинную часть, нередко массивную. Иначе не было бы потребности в секретарях, помощниках, и заместителях.
В музыкальной профессии рутинная часть может присутствовать в различных стадиях работы. Например, вокалист сначала разучивает ноты, мышечно впевает произведение, учит его наизусть - это рутинная работа. А затем, когда он чувствует себя свободнее, начинается творческая часть - поиск наилучших вариантов интонаций, импровизация.
В сочинительской же деятельности наоборот: сначала в голову приходит идея, которая гипотетически идеально звучит, а вот дальше приходится заниматься рутиной.
Какой? Если композитор пишет нотами, то мелодические идеи приходят сразу, а подголоски, орнаментику, арпеджио аккорды приходится нудно выписывать (или выпечатывать). А затем начинается самое интересное: передача творения исполнителю или коллективу. Вот у них-то в голове та самая гипотетическая идея не звучала, и их восприятие совершенно может не совпадать с замыслом автора. Именно поэтому композиторы нередко сопровождают репетиционный процесс от разучивания-впевания до готового замысла.
Если же сочинение планируется в компьютерной программе самим автором (или аранжировщиком-отдельным человеком), то и тут тем более не обойдëтся без рутины: прописывание слоевых партий, выравнивание по сетке неточностей, допущенных при живой записи партий через миди-клавиатуру. Для того, чтобы звучание не приобрело характер робота, выравнивание по сетке (квантизация) делается полностью или частично вручную. Потому что компьютерное исполнение от живого отличает именно ритмическое попадание милисекунда в милисекунду, а в живой игре такого не бывает, даже если играть идеально под метроном. Кроме того, и нажатие на клавиши при живой игре не может быть с одинаковой силой, и в связи с этим мы подошли ещë к одному небыстрому способу набора звуков: ввода при помощи компьютерной мыши. Вот здесь показатели силы нажатия звука (velocity) по умолчанию показывают одно значение, и ритм "тютель-в-тютель". Именно поэтому рутинной работой в данном случае будет являться оживление, или очеловечивание звучания. Конечно, для этого существуют различные гуманайзеры, но и они неидеально справляются с задачей.
Что ещë? Говорят, что у артистов не бывает выходных. Конечно, в трудовом договоре выходной может быть прописан, и телом в этот день артист может отдохнуть, если не побежит на какую-нибудь халтуру. А вот с мозгом, особенно в момент тишины происходит следующее: он упорно воспроизводит те моменты, над которыми работали тщательно в процессе репетиции: те самые злосчастные три такта над которыми сидел дирижëр; трудный пассаж, который не выходит у исполнителя; зацикленно воспроизведëнный кусочек в компьютерной программе, на котором нужно выстроить баланс - касается и композиторов, и аранжировщиков, и специалистов по сведению и мастерингу.
У кого-нибудь были шумные соседи, слушающие ночью громкую музыку? На них можно полицию вызвать. На магнитофоне кнопку stop нажать. А у музыканта в голове на уровне мозга происходит то же самое: играет заезженная пластинка, человек с работы домой пришëл, а мозг продолжает работать. На него не вызовешь полицию. Команды "замолчи" мозг тоже не понимает: он живëт своей жизнью, у него свои задачи. Конечно, можно отвлечься, включив что-нибудь другое, лëгкое, но это только до ближайшей тишины. И то, нередко эти отвлекушки в конечном итоге перегружают мозг ещë больше. А досаждать нервную систему такие моменты начинают постепенно, и с возрастом. Поэтому хорошо, если в отпуске есть возможность ничего не учить месяцок. Чтобы не только голос отдохнул, но и мозг. Тогда к концу отпуска чувствуешь себя психически здоровым, адекватным человеком.
А теперь пару слов о педагогической рутине...
Начинается сентябрь, новый учебный сезон. Приходят и новые ученики, и старые со свежими силами. Вообще, любое, особенно практическое освоение науки начинается с того, "как не надо" (такого типа информацию содержат нередко бесплатные мастер-классы), а затем уже "а как же надо". Педагоги вокального и исполнительского мастерства начинают нередко курс со снятия зажимов, которые рано или поздно появляются при разучивании скучных гамм, арпеджио, этюдов, распевок, вокализов. Чтобы плечи вверх не лезли, рот свободно открывался, пальцы не скрючивались и не торчали палками и. т. п. В исполнительском процессе не нужны все мелкие мышцы, а только определëнные. Остальные мешают, и поэтому задача педагога - атрофировать ненужные мышцы для исполнительского процесса. Стоит ли писать о том, что процесс это долгий, кропотливый. Некоторые ученики застревают надолго на этом этапе, или бросают обучение.
Много времени пройдëт, пока педагог увидит результат.
Зато те, кто прошли рутину, могут насладиться результатом. Стоит оно того или нет - каждый решает сам.
В прочем, кроме музыки, есть немало деятельностей, которые забирают гарантированно много, а отдают далеко не всегда много. Огород, например.... 😊
Картошку все выкопали? 🙃
Хорошо, давайте теперь музыку новую копать. Ну...или старую, но давно всем полюбившуюся.
#музыка профессия#музыкальная психология#музыкальная педагогика