Вчера, 5 сентября, в Коминтерновский райсуде на заседании по делу Бавыкина-Васьковой вспоминали не только следователя Брежневу, но и традиционно опрашивали представителей УИК.
До того, как адвокат подсудимого экс-вице-мэра Бавыкина Андрей Рябов заявил ходатайство об экспертизематериалов дела, в котором следователь заменила копией оригиналы, на авансцену в суде поочерёдно выходили работники детсадов, представляющие соседние участковые комиссии: старший воспитатель и секретарь УИК №4021 Юлия Павлова, заведующая детсадом и председатель УИК №4022 Вера Струкова и заведующая детсадом/пред УИК №4023 Наталья Глазкова.
Свидетелей пришло больше, но сторона защиты отказалась от их участия. Как и ещё от нескольких избирательных «участковых». Напомним, в начале судебного процесса защитой было заявлены сотни подобных свидетелей, которые подсветили разные особенности выборов-2020. О переносных урнах, бюллетени в которых то растворялись в воздухе, то снова появлялись, про голосования гуртом во дворах домов, про чёрные мешки с бюллетенями, а также про странное превышения на одном и том же УИК голосов за кандидата в гордуму над голосами за кандидата в облдуму (по логике должно быть наоборот).
Последняя особенность наряду с формой оплаты труда «уиковцев» стали красной нитью вчерашнего заседания.
На участке Павловой на выборах в Воргордуму проголосовало на 7 человек больше, чем в Вороблдуму. Похожая картина сложилась на участке Струковой и Глазковой. Как правило, «уиковцы», допрашиваемые судом, в этом месте разводят руками и ссылаются на плохую память, «ведь столько лет прошло».
Но вчера Вера Струкова недоумевала вполне искренне.
- Да я и не соображу, как ответить на ваш вопрос, - говорила адвокату Андрею Рябову. – А вы не путаете меня?
- Зачем мне вас путать? – отвечал адвокат. – Вот официальные данные областного избиркома, смотрите…
- Ой, да я без очков не увижу.
А знакомая с подсудимыми Наталья Глазкова решила популярно объяснить, почему не бьются бюллетени:
- Я вам, как в детсаду, приведу пример. Вот я прописана в Воронежской области, я имею право только по ней голосовать, а не по городу.
- Правильно, - подхватил подсудимый Бавыкин. – Значит, городских должно быть меньше, чем областных. А у вас наоборот, тоже как в детсаду объясняю.
Председателю УИК осталось только развести руками.
По вопросу оплаты секретарь УИК Юлия Павлова сообщила, что получала деньги исключительно на карту, заведующие детсадом-председатели УИК Вера Струкова и Наталья Глазкова - и так, и этак. Напомним, что ранее подсудимый пояснял журналистам свою версию: на карту шло официальное жалованье членов комиссий, а наличными избранные получали за хороший результат в пользу кандидата «Единой России». Знаменитая глава Коминтерновской ТИК Юлия Тищенко со своей стороны пояснила суду это таким образом, мол, выборы в облдуму оплачивалась безналом, а в гордуму – налом. Кстати, почему вообще тогда кто-то сообщает суду об оплате только безналом, а кто-то обоими способами? Разве на каких-то УИК были только выборы в одну из дум?..
На данном округе в думы шли Иван Кандыбин (городская) и Дмитрий Лукинов (областная), который накануне данного заседания похвастался пойманной большой рыбой.
Сегодня в суде свидетелей допрашивать не будут.
Запланировано выступление Юрия Бавыкина. Ранее он в своих обличительных речах на суде обвинил в заведомо ложном доносе и заказе фальсификации итогов выборов депутатов Ивана Кандыбина (гендиректор «Аксиомы»), Вадима Клецова (руководитель «Фенко»), Александра Чуфинева и Сергея Кудрявцева, с заявления которого и был дан старт делу Бавыкина-Васьковой. Про слова Бавыкина, процессом массовой фальсификации рулили лидер воронежской «Единой России», спикер облдумы Владимир Нетёсов и спикер Воргордумы Владимир Ходырев. Вместе со всей верхушкой воронежской «Единой России». Версия следствия заключается в том, что все кандидаты в депутаты были обмануты мошенническим способом Бавыкиным с Васьковой. Осенью 2022 года судья Юлия Воищева лишила «обманутых» статуса потерпевших.
Виктор Ганик