С самых древних времён внимание человека привлекает яркий объект, который появляется на утреннем или вечернем небе, носящий два взаимоисключающих имени: Утренняя и Вечерняя звезда.
Первое название, по всей видимости, придумали наблюдатели-жаворонки. Второе – любящие поспать утром и бодрствовать до позднего вечера люди, которых называют совами. Наверное вы уже поняли, уважаемые читатели, что речь идёт о ближайшей к нашей Земле планете, названной в честь римской богини любви. Это Венера.
Итак, что же собой представляет эта планета, очень близкая, кстати, по массе и плотности к нашей Земле?
Венера – планета с ретроградным вращением. Она вращается в обратную сторону по отношению к большинству планет, включая Землю. В Солнечной системе всего две планеты имеют ретроградное вращение – это Венера и Уран. Один оборот вокруг своей оси Венера делает за 243 земных суток, а год на этой планете, то есть один оборот вокруг Солнца длится чуть более 224 суток. Как же так! (Спросите вы). Как могут сутки длиться больше года? Оказывается, так бывает. Вращение Венеры вокруг оси и её вращение вокруг Солнца в сумме дают продолжительность солнечного дня на планете около 117 земных суток!
Горячая штучка
Однако это ещё не все отличия Венеры от Земли, нашего космического дома. Атмосферное давление на планете Венера почти в сто раз больше земного. И по самым последним данным составляет 92 атмосферы! А средняя температура на поверхности Венеры составляет 477 градусов по Цельсию!
Многие из вас, дорогие друзья, в детстве плавили свинец. А возможно делают это иногда тайком и сейчас. Так вот: температура плавления свинца около 327 градусов по Цельсию. Это означает, что если на Венере есть свинец, он находится там в жидком состоянии.
Но почему же на Венере так жарко? Такая ситуация сложилась там из-за парникового эффекта, который создают плотные облака, окутывающие планету. Они состоят из… серной кислоты! Нет, вы всё правильно прочитали, друзья мои. На Венере, вероятно, даже идут дожди из серной кислоты. (Интересно, из чего сделаны зонтики венерианцев? Это должен быть какой-то суперматериал. Ведь на них сверху льёт серная кислота при температуре без малого пятьсот градусов!) (Шутка.)
Но вернёмся к теме нашего сегодняшнего повествования – изучению Венеры человеком. А конкретнее – к советской межпланетной программе «Венера».
Вперёд, к Венере!
Программа по изучению второй планеты от Солнца была запущена в Советском Союзе в 1961 году. 4 февраля первый зонд, названный «Тяжёлый спутник 01», или 1ВА № 1 отправился к сестре Земли на ракете «Молния Л1-12». Но разгонный блок космического корабля, к сожалению, потерпел аварию в небе над Сибирью. Интересный факт: через пару лет в реке под названием Бирюса нашли контейнер с медалью, который был отправлен на Венеру!
Первый блин получился комом. Однако советских конструкторов остановить уже было нельзя. И в период с 1961 по 1965 год были предприняты ещё десять попыток подряд запуска АМС к Венере. И все без исключения они завершились полным провалом. Семь аппаратов потерпели крушение сразу же, при запуске, из-за отказа ракет. Три не смогли долететь до Венеры по разным техническим причинам.
Кстати, в создании спускаемых аппаратов венерианских АМС принимал участие знаменитый советский учёный и инженер-ракетчик Борис Евсеевич Черток. Которому и подарили ту самую медаль, которую нашли в Бирюсе.
Среди первых одиннадцати неудачных запусков были и первые АМС, названные «Венера» под номерами 1, 2 и 3.
Но так долго ожидаемый день, когда всё получилось, всё-таки наступил. Это произошло 18 октября 1967 года. Четвёртая в ряду АМС «Венера» и двенадцатая в общем счёте советская межпланетная станция долетела, наконец, до Венеры без каких-либо серьёзных проблем, и от неё отделился спускаемый аппарат (СА), который успешно раскрыл парашюты и приступил к плавному спуску в атмосфере планеты. Советские учёные уже точно знали, из чего делают зонтики на Венере. И поэтому материал парашютов не растворила серная кислота.
Но если бы всё прошло гладко, это было бы весьма странно. Так оно и случилось. Летящий вниз, в неизвестность, спускаемый аппарат АМС «Венера-4» поджидала, конечно, какая-то «пакость». И исходила она от просчёта советских учёных. Эти удивительные люди неправильно оценили значение давления на поверхности Венеры. По их мнению, оно не должно было превышать 10 атмосфер. И поэтому (с запасом!) они построили сферический корпус СА таким образом, что он мог выдерживать целых 20 атмосфер!
Но советских инженеров не за что винить. Поскольку тогда было совершенно неизвестно, какие условия на Венере существуют на самом деле. Это сегодня известно любому школьнику, что давление на поверхности Венеры превышает девяносто атмосфер. А тогда это была тайна.
Спускаемый аппарат «Венера-4» внезапно встретился совсем не с теми условиями, к которым его готовили инженеры. И был буквально «раздавлен» колоссальным давлением на высоте около 28 километров.
Но несомненно это был прорыв! Полёт СА в плотной атмосфере длился целых полтора часа! А точнее – 93 минуты! И за этот интервал времени были проведены первые в истории человечества исследования на другой планете. СА передал в ЦУП информацию о связи плотности атмосферы, давления и температуры с высотой. Была получена информация о химическом составе атмосферы с использованием газоанализаторов.
Используя полученную информацию учёные узнали, что атмосфера Венеры – это, в основном, смесь углекислого газа (более 90%) и азота с небольшими примесями водяного пара и кислорода. А еще было установлено, что у Венеры нет радиационных поясов. И очень слабое магнитное поле. В несколько тысяч раз слабее земного. С помощью детектора ультрафиолетового излучения была также открыта водородная корона Венеры.
Значение этих открытий было колоссальным! Полученная информация позволила создать более точную модель Венеры, и правильно рассчитать давление и температуру на её поверхности.
Стоит отметить, что для повышения надёжности, и на всякий случай, АМС «Венера-4» создавалась в двух экземплярах – 4В1 № 310 и №311. Первым был успешно запущен образец 4В1 № 310, второй образец, с такой же научной задачей достичь поверхности Венеры, стартовал через пять дней после «Венеры-4» 17 июня 1967 года. Однако этот зонд потерпел неудачу из-за сбоя в работе четвёртой ступени. И остался на околоземной орбите. Поэтому ему не было присвоено название «Венера-5». Чтобы скрыть этот неприятный факт космическому аппарату присвоили наименование «Космос-167».
Обречённые на неудачу
Несмотря на уже полученные данные о температуре и давлении, две следующие миссии к Венере были заранее обречены на разрушение в атмосфере, хотя изначально план их полёта был составлен таким образом, что в конце путешествия должна была состояться мягкая посадка.
Дело в том, что корпуса СА «Венеры-5» и «Венеры-6» были заложены до создания реальной модели планеты Венера. И рассчитаны они были на давление в 20 атмосфер. И куда их девать теперь? Пришлось что-то придумывать. Инженеры приняли решение насколько возможно усилить корпуса СА (до 25 атмосфер), и всё же отправить их в космос.
В результате оба аппарата успешно достигли Венеры, вошли в её атмосферу, и разрушились на высоте 18 километров над поверхностью планеты.
Кстати, нужно отдать должное советским инженерам и конструкторам: обе станции разрушились при давлении 27 атмосфер! Их гибель не была напрасной. Проведенные более точные измерения полностью подтвердили данные первой успешной экспедиции. И дали возможность правильно рассчитать конструкцию корпуса следующей АМС – «Венеры-7».
Репортаж из ада
Главной целью миссии «Венера-7» была мягкая посадка СА на поверхность Венеры. Для этого были предприняты некоторые модификации СА: корпус посадочной капсулы был выполнен из титана и усилен до способности выдерживать давление в 180 атмосфер.
Спускаемый аппарат получился тяжелее предыдущих, поэтому пришлось максимально облегчить орбитальный отсек и изменить конструкцию топливных баков ракеты «Молния-М».
И всё получилось!
15 декабря 1970 была произведена первая мягкая посадка на поверхность соседней планеты. Путь даже миссия частично и не удалась из-за отказа телеметрического коммутатора. Но основная цель была достигнута! Станция смогла проработать 53 минуты. Из них около двадцати минут после посадки. В условиях настоящего ада!
Были зафиксированы внешнее давление в 90 атмосфер и температура плюс 475 градусов по Цельсию. Меньшее время спуска, чем у предыдущих станций, было обусловлено новой конструкцией парашюта конической формы уменьшенной площади, изготовленного из стеклонитрона.
Полёт следующей миссии «Венера-8» во многом повторил предыдущую миссию. Но на этот раз посадка СА была произведена на освещённой стороне планеты, а станция была оснащена фотометром для измерения этой освещённости. Это было очень важно для того, чтобы понять, возможна ли фотосъёмка на поверхности Венеры без дополнительного освещения в видимом диапазоне.
Программа миссии «Венера-8» была выполнена полностью. Станция проработала в условиях ада 50 минут и 11 секунд! Измерения освещённости и условий необходимых для фотосъёмки показали, что нижний край облаков Венеры находится достаточно высоко над поверхностью. И что освещение поверхности планеты соответствует освещённости Земли в хмурый непогожий день.
Было установлено, что фотосъёмка на Венере вполне возможна.
Давайте знакомиться. Первый портрет Венеры
22 октября 1975 на поверхность Венеры в области Бета совершила мягкую посадку посадочная станция миссии «Венера-9». Через две минуты после посадки включилась неподвижная камера и первая в истории панорама другой планеты была передана на Землю. Это был настоящий триумф советской науки! Люди впервые смогли увидеть то, что никогда не видели до этого – поверхность соседней планеты!
Телевизионный видеосигнал «Венеры-9» прерывался шумами и был обработан для получения целостного изображения.
Следующее фото.
Ещё одно фото.
25 октября 1975 года в ту же область Бета совершил посадку СА миссии «Венера-10». Аппарат проработал на поверхности дольше других – 65 минут. Он провёл исследования грунта гамма-спектрометром и радиоизотопным плотномером, и передал на Землю ещё одну панораму поверхности Венеры, немного отличающуюся от первой по ландшафту. Кстати, любопытный факт: на каждом из аппаратов 9 и 10 миссий на Венеру были установлены по две перископических телекамеры. И на каждом их них оказалась исправной только одна.
Ещё фото.
Еще фото от Теда Страйка.
Приключения продолжаются!
Но на этом советская программа «Венера» не завершилась. Две следующие миссии, одиннадцатая и двенадцатая по счёту «Венеры», в декабре 1978 года совершили успешные мягкие посадки на поверхность соседней планеты. И провели исследования гамма-излучения. А вот съёмка поверхности не удалась, так как на этих двух аппаратах не сработали механизмы открывания телекамер.
За ними последовали успешные миссии «Венера-13» и «Венера-14», которые в марте 1982 года не только впервые произвели цветную фотосъёмку поверхности соседней планеты, но и записали звуки её атмосферы на микрофоны! При этом на каждом аппарате сработали по две камеры. И космическая фототека человечества пополнилась ещё четырьмя, уже цветными изображениями поверхности Венеры.
И еще фото.
Ещё.
И ещё.
Следующие миссии к Венере, состоявшиеся в июне 1983 года, «Венера-15» и «Венера-16», были орбитальными и не предусматривали посадку на поверхность планеты спускаемого аппарата. В их дублированные задачи входили радиолокационная съёмка поверхности Венеры и высотное профилирование.
В 1984 году два советских космических аппарата «Вега-1» и «Вега-2» по пути следования к комете Галлея совершили пролётные исследования Венеры с запуском атмосферного зонда.
На этом удивительная и фантастическая программа исследования Венеры советскими учёными была завершена. СССР вскоре был разрушен, а РФ эту программу продолжить была не в состоянии.
Однако исследования нашей ближайшей соседки – Венеры на этом не завершились. Американские, европейские и японские космические станции продолжили исследования этой удивительной планеты. В настоящее время на венерианской орбите трудится зонд японского космического агентства «Акацуки», на борту которого находится шесть научных инструментов.
СССР в общей сложности смог запустить к Венере тридцать одну миссию, из которых четырнадцать были неудачными. Такой настойчивости можно только позавидовать.
И её явно не хватает нынешнему Роскосмосу.
Всем добра!
___________________________________________________________________
Дорогие друзья! Давайте все вместе продвинем эту статью! Ставьте лайки, делайте репосты, оставляйте комментарии!
Спасибо!
А еще вам могут понравиться эти материалы:
Приключения американцев на Луне