Разиня / Le corniaud. Франция-Италия, 1964. Режиссер Жерар Ури. Сценаристы: Жерар Ури, Марсель Жюллиан, Андре Табе, Жорж Табе. Актеры: Бурвиль, Луи де Фюнес, Венантино Венантини, Беба Лончар, Ландо Будзанка, Алида Келли и др. Премьера: 24 марта 1965. Кинопрокат во Франции: 11,7 млн. зрителей. Кинопрокат в СССР – 1968. 30,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В «Разине» Жерар Ури (1919-2006) нашел свою палочку-выручалочку в дуэте Луи де Фюнеса (1914-1983) и Бурвиля (1917-1970). Эта комедия побила многие кассовые рекорды тогдашнего европейского экрана. Зрители от души смеялись, видя, в какие забавные ситуации попадал застенчивый и наивный герой Бурвиля, которого пытался использовать в своих контрабандистских целях нервно-подвижный персонаж де Фюнеса.
Персонажи Бурвиля – простые обыватели, медлительные, часто глуповатые, но при этом вызывающие сочувствие. Персонажи Луи де Фюнеса, напротив, активны и напористы в выстраивании своих хитроумных планов, которые, как правило, терпят крах, но не становятся препятствием для новых авантюр и целей…
Время от времени наше телевидение снова выпускает на экран «Разиню» с «Большой прогулкой», и новые зрительские поколения по-прежнему весело смеются над похождениями героев Бурвиля и де Фюнеса.
Александр Федоров, киновед
Большая прогулка / La grande vadrouille. Франция-Великобритания, 1966. Режиссер Жерар Ури. Сценаристы: Марсель Жюллиан, Жерар Ури, Андре Табе, Даниель Томпсон, Жорж Табе. Актеры: Бурвиль, Луи де Фюнес, Терри-Томас, Клаудио Брук, Майк Маршалл, Мари Дюбуа и др. Премьера: 8 декабря 1966. Фильм четыре десятилетия подряд возглавлял список самых кассовых французских фильмов в прокате Франции – 17,3 млн. зрителей. Кинопрокат в СССР – 1971. 37,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Как режиссер Жерар Ури (1919-2006) впервые прославился в блестящей комедии «Разиня» (1964) с замечательным дуэтом Луи де Фюнеса (1914-1983) и Бурвиля (1917-1970). Следующая совместная работа этого трио, «Большая прогулка» (1966), отшлифовала до блеска найденные в «Разине» комедийные принципы: конфликт самоуверенной и высокомерной заносчивости со скромной и неброской простоватостью, подкрепленной тщательно продуманными эксцентрическими трюками, многие из которых уходили корнями в фольклорные традиции балагана, цирка и «комической» эпохи «Великого немого».
...В годы второй мировой войны двое французов – дирижер оперного театра и рабочий-маляр – помогают выбраться из оккупированного нацистами Парижа английским летчикам.
Согласитесь, эта сюжетная схема могла стать хорошей основой для психологической драмы или романтико-приключенческого фильма. Но в лучших традициях французской комедии Жepap Ури, отнюдь не пренебрегая возможностями авантюрной линии, превратил «Большую прогулку» в грандиозный смеховой аттракцион. И тут все пошло в ход, даже хрестоматийно-водевильная ситуация с перепутанными комнатами и кроватями получила у Жерара Ури свое развитие, хотя вместо обманутых жен и мужей на экране – немецкий офицер и его адъютант…
Комедия «Большая прогулка» вплоть до 2008 года сохраняла за собой почетный титул самой кассовой французской ленты. Но и сейчас эта картина находится в списке французских лидеров кинопроката (среди игровых фильмов) на почетном третьем месте, пропустив вперед только Bienvenue chez les Ch’tis (2008, 20,5 млн. зрителей) и
Intouchables, (2011, 19,5 млн. зрителей).
Александр Федоров, киновед
Мозг / Le Cerveau. Франция-Италия, 1969. Режиссер Жерар Ури. Сценаристы: Марсель Жюллиан, Жерар Ури, Даниель Томпсон. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Бурвиль, Дэвид Нивен, Сильвия Монти и др. Премьера: 7 марта 1969. Кинопрокат во Франции: 5,5 млн. зрителей.
Лихо закрученная интрига комедии «Мозг» была связана с дерзким ограблением спецпоезда, перевозившего миллионные денежные запасы... НАТО. Впрочем, на этом политическая линия «Мозга» исчерпывалась…
В «Мозге» Жерар Ури (1919-2006), используя те же творческие приемы, что и предыдущих своих работах («Разиня», «Большая прогулка»), сменил состав актерского дуэта: место Фюнеса занял Жан-Поль Бельмондо (1933-2021), которому выпал очередной шанс продемонстрировать свои не только каскадерские, но и комедийные способности. Сама же история о том, как мелким воришкам удалось облапошить крупных, вновь была целиком отдана эксцентрике «гэга».
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Жерар Ури: по волнам моей памяти», продолжение следует).