«А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить
все раскалённые стрелы лукавого»
(Ефесянам 6:16)
Иудеи привели Иисуса к Пилату, чтобы тот Его осудил. Пилат знал, что они сделали это из зависти — слишком большую популярность Иисус имел у народа. «Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти» (Марка 15:10). Слово phthnos — «зависть», описывает враждебность, неприязнь к человеку, у которого есть то, чего нет у другого. Человек завидует тому, у кого есть какое-то преимущество перед ним, и стремится заполучить то, что есть у этого человека. Зависть — это злое, горькое, отвратительное чувство.
Пилат понял истинные мотивы первосвященника. Он знал, в чём на самом деле заключалась проблема: всё растущая известность Иисуса пугала первосвященника и лишала его чувства безопасности. Поэтому он потребовал, чтобы Его осудили, как преступника, публично объявили виновным и распяли. Хоть первосвященник и пытался скрыть истинные мотивы своего поступка, они были очевидны: он хотел избавиться от Иисуса, чтобы слава, которой сейчас пользовался Иисус, опять вернулась к нему. Враждебное отношение, неприязнь и, как следствие, отвратительные поступки включает в себя значение слова «зависть».
Зависть
Зависть входит в список дел плоти. Слово phthonos — «зависть», помимо того значения, которое мы рассмотрели выше, также означает испытывать сильную зависть и злобу из-за того, что кто-то имеет то, чего нет у него. Завистливый человек страстно желает иметь то же, что есть у другого, иметь то, чего добился другой, иметь те же взаимоотношения, свершения, положение в обществе и из-за этого готов даже подраться. Каждый раз, видя успешного человека, он кипит от зависти. Он негодует, что этот человек так успешен, и ищет повод отобрать у него то, что тот имеет, и самому завладеть этим.
В вышеприведённом стихе первосвященник завидовал славе, которую имел у народа Иисус. Чтобы избавиться от такого «конкурента», первосвященник задумал Его убить. Чёрная зависть может толкнуть даже на убийство. Это чувство настолько сильное, что заставляет завистника идти на преступление, вплоть до того, чтобы покончить с человеком, которому он завидует.
Возможно, поэтому в списке дел плоти сразу после зависти идёт убийство. Но интересно то, что в этом стихе слова «убийство» в оригинале нет. Тогда напрашивается вопрос: почему переводчики поместили это слово, если оно не употребляется на греческом языке? Единственно верный, на мой взгляд, ответ таков: переводчики знали, что на греческом означает слово «зависть» и она сильна настолько, что ради получения желаемого может толкнуть человека даже на убийство.
В классической литературе слово phthоnos описывает человека, который использует других как средство достижения своих целей в вопросе денег, положения в обществе и власти. Это беспринципный человек, идущий по головам ради достижения цели. Возможно, такой человек работает вместе с Вами или Вы встречали таких людей даже в церкви. Бывало ли так, что Ваш коллега или знакомый христианин пытался расположить Вас к себе, а потом выяснялось, что всё это время он притворялся? На самом деле он не горел желанием стать Вашим другом, а стремился завязать с Вами дружбу для того, чтобы через Вас сдружиться с нужным ему человеком, который входит в число Ваших знакомых. Он играл роль Вашего друга, чтобы извлечь выгоду, а добившись своего, бросал Вас, т.к. Вы были ему больше не нужны. С Вами такое случалось?
А может, было так: кто-то добивался Вашей дружбы, а на самом деле метил на Ваше место? Подобные случаи не редкость в мире, но верующие так поступать не должны. Такое поведение является манипуляцией, оно ранит людей, причиняет им боль. Осознание того, что их использовали, заставляет их страдать, и такие поступки обесценивают понятие дружбы. Неудивительно, что Павел включил зависть в список дел плоти.
Если Вы когда-нибудь почувствуете зависть по отношению к человеку, который успешнее Вас, тут же обратитесь к Святому Духу за помощью, чтобы умертвить это пагубное чувство. Лучший способ заставить зависть замолчать — радоваться успехам другого. Что Вы сеете, то Вы и пожнёте. Если Вы сеете гнев, обиду, горечь, в будущем Вы обязательно пожнёте то же самое. Но если Вы сеете радость — искренне радуетесь, что кто-то успешнее Вас и в чём-то опережает Вас, — придёт время, и это вернётся к Вам. И тогда люди будут радоваться Вашему успеху!
Пьянство
Слово methe — «пьянство», ещё означает крепкий напиток, опьянение. Потребление вина с целью опьянения было распространённым явлением в первом веке, так как во многих языческих религиях употребление вина составляло часть ритуала. Например, вера в языческого бога Бахуса, или Вакха, (которого греки ещё называли Дионисом), была сосредоточена на вине и опьянении. Бахуса так и называли — богом вина. Когда почитатели Бахуса пьянели, они отбрасывали все ограничения и отдавались всевозможным плотским искушениям. Не запрещалось ничего. Они предавались самым пошлым сексуальным извращениям, противоестественным половым сношениям, участники оргии пускались в дикий разврат, желая вкусить ещё неизведанные извращения. Это было центром религиозного поклонения Бахусу, поэтому поклонники этого божка пускались во все тяжкие. Под действием вина люди прелюбодействовали, а жрец стучал в барабаны и кимвалы, добавляя ко всему происходящему больше неистовства и неконтролируемой страсти.
Часто в вино подмешивали наркотики, и тогда участники оргии бились в конвульсиях или неистовствовали в танце. Такое дикое, разнузданное поведение называлось в Древней Греции entheos. Это слово составное: en переводится в, theos — бог. Таким образом, если человек вёл себя так, как это описывает слово entheos, значит, он был под контролем бога. Интересно то, что от этого же слова произошло слово энтузиазм. Считалось, что если поклоняющийся Бахусу впадал в исступление, неконтролируемое состояние, он переходил нравственные барьеры и попадал под влияние и контроль бога или духа. Такое состояние entheos было конечной целью поклонников Бахуса.
Неумеренное поглощение вина — ключевой момент в этом языческом поклонении. И поклонение Бахусу — это не единственный культ, связанный с поглощением вина. Потребление вина было распространённым явлением почти во всех греческих и римских религиях. Недавние археологические раскопки древних городов подтверждают, что в то время вино употребляли все. В домах, обнаруженных при раскопках, были подземные кладовые, которые предназначались для хранения огромных запасов вина. В некоторых домах были отверстия в полу, через которые хозяин попадал в большое винное хранилище. Тот факт, что такое огромное количество вина хранилось в каждом доме, свидетельствует о том, что употребление вина было очень популярным занятием в первом веке.
Павел знал, что пьющий человек теряет способность здраво рассуждать и часто это перетекает в опустошающую невоздержанность, поэтому он писал ефесским верующим: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство…» (Ефесянам 5:18). Греческое слово asotia — «распутство», описывает человека, не могущего себя спасти и защитить. Это человек, который растрачивает свою жизнь впустую, безрассудно тратит деньги и позорит себя, потому что, напившись, не может мыслить здраво и вести себя прилично. Из-за неумеренного потребления вина его мыслительные процессы нарушились, и он больше не способен мыслить разумно и логично. Он ведёт себя неадекватно и совершает поступки, которые в нормальном состоянии ему даже не пришло бы в голову совершать.
Самая распространённая религия в Ефесе основывалась на поклонении Артемиде. Поклонение этой богине также включало в себя неумеренное потребление вина. Хотя верующие в Ефесе и перестали ходить в храм Артемиды на поклонение, они по-прежнему пили вино, и Павел призывал их остановиться, перестать упиваться, но наполняться Святым Духом. Он знал, что, когда эти верующие будут наполняться Святым Духом, они изменятся и будут назидать себя псалмами, духовными славословиями, песнями и воспевать в своих сердцах Богу (Ефесянам 5:19).
В состоянии опьянения человек не способен правильно рассуждать и его порочная человеческая натура проявляет себя во всей полноте. Верующие в первом веке пытались не идти на поводу своих плотских желаний. Им нужно было перестать пить вино, чтобы не придавать силу плотским желаниям, не грешить и не причинять себе вред. Поэтому Павел призывал их прекратить упиваться вином. Ведь безудержное потребление вина толкает человека на низкие поступки.
Бесчинство
И завершает список дел плоти бесчинство. Слово komoi — «бесчинство», ещё означает веселье, празднество. Обычно, слово «бесчинство» ассоциируется с пьянством, уличными драками. Вы тоже так думали? Давайте обратимся к оригиналу и посмотрим, что же на самом деле означает это слово.
Слово komoi описывает человека, которому противна одна только мысль о том, что ему придётся скучать, поэтому он ищет любые поводы поразвлечься. Он даже боится скуки, поэтому постоянно придумывает новые причины для веселья. Это относится и к человеку, который объедается на праздниках или который постоянно ищет повод занять себя чем-нибудь. Разумеется, нет ничего предосудительного в желании повеселиться, но проблема в том, что такой человек не представляет себе жизни без комедий, веселья, забав, удовольствий или постоянного поглощения пищи. Весь смысл его жизни — в очередной раз вкусно и плотно поесть, посмотреть очередной фильм, устроить себе очередное развлечение.
Во 2-м послании к Тимофею 3:4 Павел пророчествует, что столь сильное стремление к удовольствиям и наслаждениям будет особенно часто проявляться в последние дни. Он пишет, что в последнее время люди будут «сластолюбивы». В греческом это слово philedonos, состоящее из двух слов: philos переводится любить, hedone — сладкий, приятный, доставляющий удовольствие. В древнегреческом языке оно означало возвеличивание удовольствий и в основном относилось к сексуальной свободе и раскрепощённости. Дозволялось всякое сексуальное проявление. Для приверженцев гедонизма (ставящих наслаждение целью жизни) неудержимое стремление к удовольствиям и развлечениям было явление обычное, и никаких рамок приличия не существовало. Слово употребляется в Новом Завете пять раз, и каждый раз в значении неумеренный поиск плотских удовольствий.
Употребив слово philedonos, Павел однозначно сказал нам, что в последние дни люди будут одержимы манией развлекаться — поглощать еду, ходить по гостям, забавляться. Они будут искать всё новые способы уйти от скуки. Жизнь станет такой приятной и роскошной, что люди не будут знать меры в поглощении пищи, станут ленивы, будут отлынивать от работы, жить на деньги, взятые в долг, игнорировать нравственные нормы и при этом считать такой образ жизни естественным.
Как вы думаете, почему Павел включил бесчинство в список дел плоти? Потому что плоть всячески стремится избежать какой бы то ни было ответственности, серьёзного отношения к жизни и желает лишь развлекаться. Если Вы станете вести себя подобным образом, то будете впустую тратить время и силы, предаваясь бесполезным занятиям. Вы будете проводить всё своё время перед телевизором, ходить по кинотеатрам или чревоугодничать — и в конце концов у Вас не останется ничего, кроме кредитов и долгов. Однажды, взглянув на свои кредитные карточки, Вы осознаете, что погрязли в долгах, и всё из-за каких-то сиюминутных развлечений. Разве погоня за плотскими удовольствиями стоила того, чтобы затем в течение не одного года жить в долговом рабстве?
Возможно, у Вас будут появляться мысли: «Ну же, давай, вот будет здорово, если ты сделаешь это! Правда, это неправильно, но один разок тебе не повредит. Собственно, и заняться-то тебе больше нечем. Дома делать совершенно нечего!»
Вы хотели бы угашать каждую раскалённую стрелу, которую дьявол надумает пустить в Вашем направлении? Звучит чересчур заманчиво? Что ж, если у Вас есть щит веры и Вы держите его прямо перед собой, Вы надёжно защищены от раскалённых стрел врага. И более того, Вы сможете угашать каждую раскалённую стрелу, которую дьявол пустит в Вас. А это значит, что наш щит веры — очень важный атрибут.
Давайте прочитаем Послание к Ефесянам 6:16 и выясним, что там говорится о нашей способности угашать все раскалённые стрелы лукавого: «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого». Сегодня я хочу обратить Ваше внимание на несколько важных моментов в этом стихе.
Прежде всего, рассмотрим фразу «которым возможете». Слово «которым» правильнее было бы перевести «с помощью которого». Возможете — это перевод формы греческого слова dunamis, описывающего взрывную силу, действующую силу. От него произошло слово динамит. Эту часть стиха лучше было бы перевести так: «Прежде всего, возьмите щит веры, с помощью которого Вы будете иметь взрывную, действующую силу».
Павел использует именно эти греческие слова, чтобы объяснить, какую невероятную силу мы имеем, пользуясь щитом веры. Если верующий держит щит перед собой, он может смело отражать любые атаки дьявола. Этот щит имеет сверхъестественную силу и становится неприступной стеной для атак врага. Другими словами, вера — это щит верующего. Щит веры имеет такую силу, что Вы становитесь неуязвимым и вооружённым до зубов.
С его помощью Вы занимаете твёрдую позицию. Вы становитесь, как танк, и способны двигаться вперёд, не опасаясь никаких потерь или поражений. Это не значит, что дьявол не попытается Вас остановить, но если Вы держите перед собой щит веры, то угасите им все раскалённые стрелы лукавого.
Греческое слово sbennumi — «угашать», означает гасить, обливая водой, или гасить, опуская в воду. Это слово относится к вымоченному в воде щиту римского воина. Перед сражением воины вымачивали свои щиты в воде, пока они не были пропитаны ею полностью. Они делали это, потому что знали: враг будет пускать в них зажжённые стрелы и если щит будет сухим, он загорится, а если пропитан водой, то стрела погаснет, даже если глубоко вонзится в него.
Как это применимо к нам, верующим? В Послании к Римлянам 10:17 говорится, что вера у нас появляется от слышания Божьего Слова. В Послании к Ефесянам 5:26 Божье Слово уподобляется воде. Поэтому, если мы регулярно «окунаемся» в Слово, мы пропитываем им нашу веру, как римский воин пропитывал свой щит водой. Пропитавшись Словом, наша вера становится как пропитанный водой щит воина. И тогда, даже если раскалённая стрела вонзится в наш щит, огромное количество Слова, которым он пропитан, угасит пламя, и стрела не причинит нам никакого вреда.
Слово belos — «стрела», описывает стрелу, кончик которой обмотан тканью, пропитанной легковоспламеняющейся жидкостью. Знаменитый древнегреческий историк Фукидид использовал то же самое слово belos, описывая специально сделанные, длинные, тонкие стрелы, на вид безопасные, но наполненные горючей смесью, которая воспламенялась при столкновении с препятствием. Вот эти стрелы, похоже, и имел в виду Павел, когда писало раскалённых стрелах лукавого.
Порой нападки дьявола кажутся несущественными, как те тоненькие стрелы, которые, на первый взгляд, не способны нанести большого ущерба. Но когда дьявол пускает эту стрелу и она попадает в цель — Ваше сердце, — она воспламеняет Ваши чувства, разжигает в душе страсти, и тогда какой-то пустяк превращается в раскалённую, ярко пылающую проблему. Нанесённый ущерб очень серьёзен, а ведь его можно избежать, если щит веры постоянно пропитывать водой Божьего Слова и держать перед собой.
Не сомневайтесь, враг попытается запустить в Вас такую стрелу. Но щит веры, пропитанный Божьим Словом, послужит Вам надёжной защитой. Раскалённые стрелы врага или лишь слегка заденут Вас, или вообще не нанесут ни малейшего вреда, даже если будут нацелены ранить Ваше сердце, воспламенить эмоции, принести тяжёлые мысли. Сегодня я советую Вам пропитать свою веру Божьим Словом так, что, если враг неожиданно нападёт на Вас — Ваше здоровье, финансовое состояние, брак, детей, семью, церковь, работу — он обнаружит, что его раскалённая стрела не произвела никакого эффекта на Ваш пропитанный Божьим Словом щит. Не позвольте себе стать жертвой дьявола. Держите пропитанный Словом щит веры прямо перед собой так, чтобы он полностью Вас закрывал. Тогда ни одна раскалённая стрела врага не причинит Вам серьёзного ущерба. Этот щит имеет мощную Божью силу, поэтому защитит Вас от всего, чем запустит в Вас враг.